Uspoloassn.su

Модные новинки
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ограничивающие убеждения – что это такое, список примеров действенный способ их проработки

Ограничивающие убеждения – что это такое, список примеров + действенный способ их проработки

Ограничивающие убеждения

Наверняка вам приходилось слышать о том, что человек сам творит свою реальность. Но почему в таком случае жизнь большинства из нас вовсе не похожа на сказку? Ведь маловероятно, что мы сами желаем себе разочарований, неудач, безденежья и других негативных сценариев. Всему виной ограничивающие убеждения. И сегодня мы поговорим о том, что это такое, как их обнаружить в своей голове и заменить чем-то полезным.

Понятие

Само по себе слово “убеждение” означает качество мировоззрения, которое придает человеку уверенности в собственных взглядах, знаниях и оценке реальной действительности. Простыми словами, это то, в чем мы уверены, наш твердый взгляд на что-либо.

Как правило, имея какое-то убеждение, мы не стремимся подвергать его анализу и логике, поскольку оно досталось нам от значимых для нас людей либо появилось в процессе важного личного опыта. Условно, если мы с пеленок слышали от родителей о том, что честные деньги достаются только потом и кровью, это убеждение будет сопровождать нас всю жизнь, если только мы не примем волевое решение что-то в себе изменить.

Чуть позже мы рассмотрим с вами много подобных примеров, которые можно назвать ограничивающими убеждениями. Почему ограничивающими? Потому что они мешают нам создавать в своей жизни то, чего мы хотим. Они ограничивают наше мышление, делают его узким, помещают в рамки.

Человек, имеющий установку, приведенную в примере выше, будет думать, что все честные люди – обязательно трудяги с нищенской зарплатой, а те, кто живут в достатке, непременно воруют. И возможно, такой человек будет умом желать для себя богатства, но в то же время его подсознательное начнет мигать красной лампочкой “деньги = зло”. А кто же хочет быть плохим? Таким образом, негативное убеждение не позволит иметь больший заработок, рассчитывать на лучшее, финансово развиваться.

Спешу вас успокоить. Ограничивающие установки есть у каждого человека. Разница лишь в том, что кто-то всю жизнь пребывает в своем коконе и не знает, что может быть по-другому, а кто-то прикладывает усилия для того, чтобы измениться и сделать свою жизнь лучше. Выбор всегда за вами.

Примеры ограничивающих убеждений

Здесь вы найдете далеко не полный список самых разных негативных установок в нашей голове, которые лишают нас энергии и создают иллюзию беспомощности. Вполне вероятно, что многие из вас узнают среди этих примеров свои мысли.

Чтобы было нагляднее, я разделила их на сферы.

Про себя

Это основная категория убеждений, что мешают нам жить полноценно. Наиболее частые из них:

  • Я – бездарность!
  • У меня ничего никогда не получается.
  • Я все равно не выиграю, не стоит и пробовать.
  • Мне, как всегда, не везет.
  • Кому я такая страшная/толстая/худая/криворукая нужна?
  • У меня плохая память, воображение и прочее.
  • Я – неудачник!
  • Я – плохая мать (отец, муж, жена, дочь и т. п.).
  • После 35 лет уже все поздно (выходить замуж, рожать детей, получать второе высшее).
  • У меня руки из одного места растут.
  • Я – заурядная серая мышь.
  • Я не заслуживаю любви!
  • Со мной что-то не так.
  • У меня нет способностей к вождению автомобиля, поскольку я невнимательная.

Про деньги

О финансовых негативных установках и их влиянии на нашу жизнь можно написать целую диссертацию. Здесь я ограничусь перечнем наиболее распространенных убеждений:

  • Деньги портят людей.
  • Честным путем больших денег не заработаешь.
  • Богатым быть стыдно, вон дети в Африке голодают.
  • Бедность не порок.
  • Деньги – зло!
  • У нас в роду богатых не было, и мне не светит.
  • На всех в мире денег не хватит.
  • Не в деньгах счастье.
  • Лучше быть бедным, но с чистой совестью.
  • Богатство до добра не доведет.
  • Не были богатыми, нечего и начинать.
  • Деньги вызывают зависть, а зависть провоцирует болезни.
  • Богатые – все сплошь воры и мошенники.
  • У богатых свои проблемы.
  • Деньги меня не любят.
  • С большими деньгами придется опасаться грабежа. Без них спокойнее.
  • Честные деньги зарабатываются только тяжким трудом.
  • Большие деньги – большие проблемы.
  • Духовные люди не должны думать о материальном.
  • Деньги – это грязь.
  • Жалко тратить на себя.
  • На тот свет богатство не унесешь! Это не то, что нужно копить.

Про любовь и отношения

Установки, которые не позволяют построить гармоничные отношения с партнером:

  • Отношения и брак – это клетка.
  • Все мужики – “к…” (рогатые зверушки).
  • Все бабы меркантильные.
  • Мужчинам нужно только одно.
  • Все изменяют! Доверять никому нельзя.
  • От любви одни проблемы.
  • Мне и одному/одной хорошо.
  • Женщина неполноценна без мужчины и семьи.
  • Семья и дети – это конец свободной жизни.
  • Женщина должна служить своему мужу, невзирая на личные желания и интересы.
  • Женщина всегда все тянет на себе одна.
  • Умных женщин боятся.
  • Настоящих мужчин не осталось.
  • Хорошие мужчины все женатые.
  • Порядочные девушки уже перевелись, все сплошь доступные.
  • Любовь только в книжках и фильмах осталась.
  • Сама без отца выросла. Своего ребенка тоже одна буду воспитывать.
  • В отношениях только одни ссоры и обиды.

Про работу и карьеру

Установки, мешающие развиваться в профессиональном плане:

  • Без связей сейчас никуда не устроишься.
  • По карьерной лестнице продвигают всегда только “своих”.
  • Хороших начальников не бывает.
  • Женский коллектив – это всегда сплетники.
  • В моем возрасте на хорошую работу уже не возьмут.
  • Мой опыт никому не нужен.
  • Работа не должна быть интересной, главное, чтоб платили.
  • Открывать свой бизнес слишком рискованно! Это не для меня.
  • Мои коллеги умнее и перспективнее меня.
  • Лучше получать свои стабильные 3 копейки, чем уйти в неизвестность.
  • Инициатива наказуема.
  • В коллективе нельзя быть самым умным, ведь таких не любят.
  • Помогать в коллективе никому нельзя, потом обязательно виноватым останешься.
  • Вокруг полно молодых и успешных.
  • Чем выше забираешься, тем больнее падать.

Про здоровье

В этой области тоже есть свои страшилки:

  • У нас в роду все болели.
  • С возрастом болячек становится все больше.
  • Мне никогда не вылечиться.
  • Вон молодые болеют, а что уж про меня говорить.
  • В нашем регионе долго не живут.
  • К врачам стоит только попасть, сразу целую кучу болезней найдут.
  • Все равно я не похудею, нечего и пытаться.
  • Что толку от медитаций?! Это пустая трата времени.
  • Никакие лекарства мне уже не помогут.
  • Обо мне заботятся, только когда я плохо себя чувствую.
  • Здоровое питание – это дорого.

Другие убеждения

Можно выделить еще много подобных негативных установок. Например, про дружбу:

  • Женской дружбы не бывает.
  • Во взрослом возрасте друзей уже не заводят (или сложно это сделать).
  • Настоящих друзей не бывает! Все предают.
  • Дружбы нет! Есть только выгода.
  • Это бесполезная трата времени и денег.
  • Творчеством нельзя заработать.
  • Творить – это удел избранных.
  • Мои увлечения никому не интересны.
  • Взрослому человеку хобби не нужны.
  • Отдых нужно заслужить.
  • Когда я отдыхаю, я теряю кучу времени впустую.
  • Если уж отдыхать, то с шиком, а поскольку денег нет, продолжаем работать.
  • Мне некогда отдыхать.
  • Пока я расслабляюсь, другие заняты полезными и важными делами.

Про жизнь, окружающих людей:

  • Жизнь – боль.
  • Мир жесток и безжалостен.
  • Жизнь несправедлива (бессмысленна и т. п.).
  • Все люди лгут.
  • Не обманешь – не проживешь.

Как выявить свои негативные установки

Некоторые свои ограничивающие убеждения вы наверняка уже смогли обнаружить благодаря вышеперечисленному списку. Я предлагаю пойти дальше и “достать” из своего подсознания еще больше всякой бесполезной шелухи.

Мы будем делать с вами упражнение, которое называется “объяснительная записка”. Для него понадобится лист бумаги, ручка и 30 минут времени.

  1. Возьмите для рассмотрения одну сферу вашей жизни, в которой вы не можете добиться желаемого. К примеру, финансы.
  2. Напишите в центре листа фразу: “Почему я НЕ ХОЧУ зарабатывать в 3 раза больше”. Да-да, именно не хотите. Ограничивающие убеждения – это рамки, которые вы сами ставите для себя. Будем их убирать.
  3. А теперь в течение отведенного времени (можете поставить будильник) пишите все, чтобы оправдать себя. К примеру: “Тогда мои родственники и друзья постоянно будут просить в долг”, “Чтобы в 3 раза больше зарабатывать, нужно тратить в 3 раза больше времени, я просто ничего больше в жизни не успею, будет страдать моя семья” и т. п.
Читайте так же:
С чем носить дубленку средней длины 2020 2022

Данную технику можно использовать для самых разных сфер и вопросов. Например: “Почему я не хочу выходить замуж” (для женщин, которые якобы не могут никак выйти замуж). Ответы могут вас удивить. Кто-то обнаружит, что боится ответственности, кто-то убежден, что все мужчины одинаковые, что они изменяют и контролируют, а всего этого испытывать не хочется. И так далее.

Теперь перед вами лежит целый список всего того, что вас ограничивает и не позволяет достичь желаемого. Внимательно посмотрите на свои записи и к каждому утверждению поставьте следующие вопросы: “Кто мне это сказал?”, “Почему я так думаю?” и подобные им.

В большинстве случаев ваш ум даже не сможет рационально объяснить природу ваших негативных выводов. А если в голову придет что-то, мол, так было у всех моих подруг/друзей, это статистика, то будьте уверены, что это самообман чистой воды.

Как проработать ограничивающие убеждения

Наш мозг очень пластичен и легко выстраивает новые нейронные связи взамен старых. Это можно сравнить с акцией в магазине, когда предлагают старую технику обменять на новую со скидкой. Так мы с вами будем заменять свои прежние негативные убеждения на новые позитивные. Со временем мозг привыкнет к этим формулировкам, а вы почувствуете, как окружающая действительность начинает подстраиваться под ваши новые взгляды.

Продолжим уже взятый пример о финансах, а именно: “Чтобы зарабатывать в разы больше, мне нужно в разы больше работать”. Это ограничивающая установка, и нам потребуется ее замена на новую, позитивную. Например: “Мой уровень заработка не зависит от того, сколько времени я трачу на работу”.

Возвращайтесь к этому убеждению каждый день, произносите его как аффирмацию, т. е. как позитивное утверждение для правильного психологического настроя.

Так можно работать с любыми ограничивающими установками. Приведу ряд примеров:

  • “Денег на всех не хватит” заменяем на “Мир изобилен, в нем бесконечное количество ресурсов, и я могу заработать, сколько захочу”.
  • “Любое мое начинание заканчивается провалом” – “Я уверенно начинаю любое дело, спокойно отношусь к своим ошибкам и прощаю себя за них. Ошибки – это нормально, они помогают расти”.
  • “Я боюсь вступать в отношения, так как не хочу, чтобы меня бросили” – “Мне легко и комфортно в отношениях. Я люблю себя, я умею заботиться о себе и с радостью позволяю другим любить меня и заботиться обо мне”.
  • “После белой полосы всегда идет черная, и если сейчас все хорошо, то скоро станет плохо” – “Я получаю удовольствие от жизни здесь и сейчас. С благодарностью принимаю любые изменения, поскольку они всегда ведут меня к лучшему”.

Заключение

Мы с вами разобрали, что такое ограничивающие убеждения, и выяснили, как их убрать из своей жизни.

Помните: успех или неуспех в той или иной сфере – это ваш выбор. Вы сами выбираете, что и как думать по тому или иному вопросу. Фраза о том, что мы творим свою реальность, – это не какая-то эзотерическая байка, а закон Вселенной. Мир всегда показывает нам те картинки, которые мы допускаем в нашей голове.

А какие негативные установки вы обнаружили у себя? Поделитесь в комментариях.

Напоследок хочу обратить ваше внимание на другие наши статьи, которые будут весьма полезны:

Дар убеждения: как доказать оппоненту, что ваши решения верны

Российской императрице Екатерине II в далеком 1787 году нужно было решить две задачи — убедить своего крайне ненадежного союзника, императора Священной Римской империи Иосифа II, а с ним и короля Франции в прочности российских позиций на недавно присоединенной к империи территории Крымского ханства и одновременно показать крымским мурзам, что их новый сюзерен не только не ограничит их в правах, но и наградит их статусом и уважением, которого у них никогда не было при господстве турецкого султана.

Императрица, неспроста названной Великой, во время въезда в Крым посадила с собой в карету императора Иосифа и французского посланника Луи-Филиппа Сегюра, а после чего в пустынной местности организовала встречу с несколькими сотнями всадников из числа представителей Крымского нобилитета, одетых в яркие национальные костюмы и находившихся при оружии. После их приветствия Екатерина отпустила охранявших ее гвардейцев и, к ужасу императора Иосифа, попросила своих недавних противников охранять ее во время крымского путешествия. Нужно ли говорить, что одним этим действием (безусловно, заранее спланированным) Екатерина завоевала сердца татарских мурз и дала понять своим европейским коллегам, что ее недавние враги теперь с великой готовностью будут сражаться на ее стороне.

А теперь давайте перенесемся на сто лет вперед, в 1878 год, и поставим себя на место выдающихся отечественных юристов, Анатолия Кони и Петра Александрова, благодаря которым присяжными была полностью оправдана террористка-народница Вера Засулич, покушавшаяся на петербургского градоначальника Федора Трепова. С помощью ярких эпизодов из жизни подсудимой и потерпевшего и риторических вопросов они нарисовали присяжным яркую картину: беспринципный деспот, безнаказанно нарушавший не только моральные, но и государственные законы, и хрупкая женщина, доведенная до отчаяния беззаконием и осмелившаяся совершить символический акт, ни в коем случае не направленный на убийство, против бесчеловечной системы, частью которой был Трепов. Засулич была полностью оправдана, несмотря на абсолютно обличающие ее доказательства.

Какое отношение имеют эти истории к навыкам переговорщика? Все дело в том, что вся история эффективного убеждения пронизана фреймингом — процессом искусственного и искусного управления контекстом, когда в сознании собеседника за счет демонстрации ярких фактов и задавания наводящих вопросов активируются нужные нам схемы мышления.

Мы все интерпретируем одно и то же явление действительности исходя из своего опыта, эмоционального состояния, предшествовавших обстоятельств и т. д. Иными словами, никакие факты не имеют заранее закрепленного за ними объяснения. Помните притчу о том, как строители, строившие вместе некую стену, по-разному объясняли страннику происходящее: один сердито сказал ему, что кладет кирпичи, другой ответил устало, что зарабатывает деньги для семьи, а третий радостно ответил, что строит храм.

Как, делая одно и то же, мы можем по-разному воспринимать происходящее и испытывать разные эмоции? Все дело в активированных схемах мышления. Наш мозг — это сложнейшая и при этом крайне энергозатратная структура, состоящая, по разным оценкам, из 80-100 млрд нейронов, связанных друг с другом триллионами синапсов, потребляющая в активном состоянии до трети поступающего в организм кислорода. И каждый раз эволюция заставляла наших предков решать дилемму: как, с одной стороны, создать в мозгу достаточно достоверную модель реального мира, которой можно эффективно пользоваться для добывания ресурсов и продолжения потомства, а, с другой стороны, не сделать ее избыточно сложной. Человеческий мозг для решения этих задач стал использовать автоматические мысли — быстрые и поверхностные схемы мышления, возникающие как реакция на те или иные обстоятельства. Эволюция научила наш мозг, даже без участия сознания, соединять иногда абсолютно разрозненные факты в единый контекст. И хотя мы воспринимаем себя как рациональных людей, наш мозг продолжает обманывать наше сознание и искать аналогии и взаимосвязи во всем, даже если на самом деле их нет. Именно поэтому в звездном небе мы видим созвездия, похожие на животных, предметы и людей, хотя это всего лишь случайно разбросанные по небосводу звезды. В пятнах Роршаха мы способны увидеть целые сюжеты, хотя на самом деле это всего лишь бесформенные кляксы.

Читайте так же:
О программе Total Body Transformation Workout

И при чем тут переговоры?

Помните знаменитую речь Стива Джобса перед выпускниками Стенфорда в 2005 году, где он говорил про «соединение точек» (connect the dots) как аллегорию объединения случайных событий в единый осмысленный рисунок, кратко обобщающий всю его жизнь? Это и есть суть фрейминга. Только вместо точек мы помогаем нашему собеседнику с помощью высказываний и вопросов соединить в единое целое разрозненные факты и убеждения в его голове и получить такое восприятие действительности, которое бы побудило его к заключению нужной нам сделки.

На физиологическом уровне задача фрейминга — это облегчение работы чужого мозга за счет предложения такой картины переговорной действительности, которая соответствовала бы трем простым критериям: 1) она должна решать проблему собеседника и устранять созданный нами в начале фрейминга когнитивный диссонанс; 2) создавать эмоционально-позитивно окрашенное восприятие того, что вы предлагаете; 3) соответствовать нашим конечным переговорным целям.

При этом важно учитывать, что позитивные эмоции — наш главный союзник, поэтому нам нужно дать нашему собеседнику не только рациональную, но и эмоционально привлекательную картину будущего. Так, например, если мы хотим предложить партнерство в развитии нового продукта, мы не должны фокусироваться только на его технических характеристиках. Не менее важно вызвать яркие положительные эмоции и создать ощущение причастности к чему-то значимому— как мы можем с помощью этого сделать мир лучше, создать новые рынки, способные осчастливить десятки миллионов людей. Хотите примеры живого фрейминга в деловом мире? Посмотрите, как презентуют свои проекты современные технологические гиганты, такие как Tesla, Space X, Apple, Samsung и т. д. Без подобного фрейминга не обходится ни одна глобальная корпорация.

Этап 1. Эмпатическое слушание

Как говорил Джордж Вашингтон, у вас есть только один способ убедить других — выслушать их. Почему слушание так необходимо? Мы решаем в этом процессе сразу несколько задач: первое и основное, мы пытаемся понять схемы мышления другого человека, его установки, на которых мы далее будем строить весь процесс своего убеждения. Второе, как показывают многочисленные исследования, посвященные феномену взаимности, например эксперимент Денниса Ригана 1971 года, внимательное слушание собеседника и проявление уважения к его мнению создают пусть и нигде не закрепленное, но от этого не менее сильное встречное обязательство со стороны собеседника внимательно и уважительно относиться к сказанному вами. Поэтому слушание— не только способ получения информации, но и право передавать свои мысли другому человеку.

На этом этапе нам нужно понять, во что верит человек и разделить его мысли на те убеждения, которые помогают нам в достижении целей, и на те, что мешают. На первые мы будем опираться, чтобы, добавив ярких эмоционально окрашенных фактов с нужной нам интерпретацией, усилить их значимость. А вот с мешающими нам мы будем работать с помощью вопросов, заставляющих задуматься над их недостатками.

Мы должны научиться разговаривать на языке нашего собеседника, используя понятный для него понятийный аппарат как фундамент нашей коммуникации. Не стоит недооценивать этот фактор. В прошлом году было проведено исследование Максима Сыча и Йонг Кима, посвященное анализу того, как американские компании используют социальные связи своих юристов, чтобы повысить вероятность успеха в судебном деле. Оказалось, что такие факты, как учеба в одних и тех же университетах юристов и судей или совместный опыт работы в аппарате суда однозначно повышают шансы на успех в судебных разбирательствах. Юристы, имевшие личный опыт общения с судьей, умеют подстроить коммуникацию под его личностные особенности и систему мышления. Например, в общении с отдельными судьями они остаются предельно лаконичным и сфокусированным на материалах дела, а с другими используют большое количество отсылок к научной литературе или к ярким художественным образам.

Этап 2. Вопросы и подкрепление

На этой стадии мы создаем когнитивный диссонанс, расшатывая картину мира нашего собеседника вопросами и одновременно подкрепляя положительной реакцией и одобряющими словами его утверждения, нужные нам. Самое важное — работать с негативными установками только через вопросы, бьющие в самые слабые и нелогичные места, но не через логические возражения.

Почему именно вопросы, почему нельзя доказать свою позицию прямыми утверждениями? Любое прямолинейное логическое воздействие рождает сопротивление внешнему давлению, когда мы не уступаем под давлением слишком сильных аргументов, а наоборот всячески им сопротивляемся, отстаивая свою свободу. В эксперименте американских психологов Лиллиан Бенсли и Руи Ву избыточно категоричная и пугающая антиалкогольная пропаганда добивалась обратного эффекта — повышала потребление алкоголя в студенческой среде. Поэтому задача переговорщика — побудить собеседника самому найти свои ошибки и отказаться от них, а также рассыпать перед ним «хлебные крошки» на пути к правильному ответу.

Этап 3. Демонстрация фактов

Если наш собеседник в результате второго этапа не формулирует нужный нам ответ, мы, помимо наводящих вопросов, начинаем показывать ему те самые запоминающиеся факты, взятые из нашего опыта или озвученные им самим в ходе беседы, и давать им яркую эмоциональную интерпретацию. Подобный маневр ставит под сомнение его убеждения и должен побудить его хотя бы признать возможность иных точек зрения.

Как только наш собеседник начинает давать оценку фактам, нужную нам, мы должны внимательно и не перебивая дослушать его речь, похвалить его логику и даже, если это уместно, восхититься им лично, чтобы положительно подкрепить его рассуждения. При этом важно подчеркнуть, что это плод именно его, а не ваших размышлений, с которым вам сложно не согласиться. По сути, на этой фазе мы должны перевернуть процесс убеждения с ног на голову: со стороны будет казаться, что это наш собеседник убеждает нас в нашей же позиции, а мы отступаем под натиском его аргументов. И если вы встречали в своей практике искусного переговорщика и ловили себя на мысли, что вы в какой-то момент начинаете убеждать его в том, что в самом начале отрицали, — поздравляем, вы точно теперь понимаете, как это работает.

Подобное поведение поможет сохранить чувство рационального контроля со стороны собеседника и исключения ощущения внешнего давления, как это было бы в процессе логического убеждения. Когда нас заставляют принять чужую позицию, в большинстве случаев это неминуемо приводит к обратному — эскалации конфликта и уничтожению эмпатии.

Этап 4. Обобщение

В идеальном сценарии мы мысль за мыслью через логические точки подводим нашего собеседника к его собственному убеждению, что принятие нашей картины мира и нашего предложения — единственно правильный выбор. Но если наш собеседник пока не может или не хочет устранить сомнения, которые могли вызвать ваши вопросы, и соединить их с изложенными фактами, мы можем сами взять на себя инициативу и попросить у него разрешения озвучить свое восприятие сказанного им, собрав в единую историю все услышанное. Зачем просить разрешения и явно демонстрировать уважение к праву вашего собеседника отвергнуть вашу позицию и почему нельзя было сразу сделать тоже самое, минуя все вышеуказанные стадии фрейминга? Все просто — иначе фрейминг превратился бы в спор, который не имеет ничего общего с процессом убеждения.

Читайте так же:
Джинсы дизель где шьют

При этом, помимо создания эмоциональной картины, нужно не забывать и о рациональном факторе. Как предполагает теория принятия решений, сформулированная американским психологом Вардом Эдвардсом в далеком 1954 году, на рациональном уровне мы должны увеличивать не только ценность предлагаемого нами решения для контрагента, но и вероятность ее получения. Что это значит на практике? Даже если мы покажем, например, потенциал будущего рынка, одновременно мы должны доказать, что у нас хватит компетенций, ресурсов и энергии, чтобы претворить планы в жизнь, а не оставить все это начинание на уровне предпринимательских мечтаний.

А что делать, если, несмотря на все наши усилия и проявленные чудеса фрейминга, собеседник не принимает нужную нам позицию? Не торопитесь опускать руки — как вы помните, сопротивление внешнему давлению заложено в нашу психику. Вместо этого дайте вашему партнеру время на обработку полученной информации и доверьтесь силе когнитивного диссонанса: его подсознание, помимо его воли, будет перестраивать установки и схемы мышления под полученную новую информацию, дабы устранить противоречие. Просто примите, что это достаточно энергозатратный процесс, требующий времени. А для того, чтобы донести вашу позицию до его сознания максимально эффективно, используйте эффект края, открытый еще в 19-м веке немецким психологом Германом Эббингаузом: старайтесь наиболее яркие и важные факты и мысли высказывать ближе к началу и к концу вашей встречи: в такой последовательности они имеют наилучшие шансы остаться в памяти собеседника.

Описанные шаги для выстраивания фрейминга в переговорах, наверное, хочется назвать манипуляцией. Но вот будет ли это эгоистичной манипуляцией или основанным на естественных законах мышления способом быстрого и эффективного формирования партнерских отношений — зависит только от вашей конечной цели. Вот только важно помнить, что теория игр подсказывает, что на длинном горизонте открытая кооперация, основанная на единых для всех партнеров принципах взаимодействия, всегда побеждает манипулятивный индивидуализм.

Факторы и условия формирования убеждения субъекта социального познания

Корниенко, Г. Н. Факторы и условия формирования убеждения субъекта социального познания / Г. Н. Корниенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 12 (92). — С. 869-872. — URL: https://moluch.ru/archive/92/20324/ (дата обращения: 04.12.2021).

В данной статье анализируются проблемы формирования убеждения субъекта познавательной деятельности. Исследуются факторы и условия, а также некоторые проблемы корреляции веры и знания в процессе формирования убеждения субъекта социального познания.

Ключевые слова: социальное познание, убеждение, знание, вера.

Исходным и необходимым признаком любого убеждения, независимо от глубины и направленности, в современной науке признается наличие определенных концепций, под которыми имеется в виду совокупность взглядов и представлений об окружающей действительности. В их содержание включены идеи, относящиеся к различным областям жизни: науке и политике, экономике и обычным житейским делам. Возникают они при оценке как единичных событий и фактов, так и сложных социальных либо природных процессов. Глубина определяется достигнутым общим уровнем развития научных знаний в области естествознания, общественных наук, а также культурного развития отдельной личности.

Вместе с тем, заметим, что концепции определяют познавательную сторону — наличие той или иной информации об окружающем мире. Но такая информация не становится убеждением, таковое качество она приобретает лишь тогда, когда «обогащается» эмоционально-волевым отношением личности к заложенному в ней содержанию.

Человек испытывает потребность в осознании действительности, оценке последней под влиянием материальных и/или духовных факторов и на этой основе выявляет желание, волю, иными словами деятельно-практическое отношение к реализации идеи и вытекающих из нее практических последствий. Идея лишь тогда становится убеждением, если она апробирована опытом, реально проводится в жизнь, проявляясь в действительности.

На формирование убеждений субъекта социального познания оказывают влияние различные факторы, среди которых выделим такие как гносеологический, логический, прагматический. Гносеологический фактор — это объективное, независимое от воли субъекта качество информации, выраженной в концепциях. В одних случаях она может быть истинной, правильно отражать реальные процессы действительности; в других — ложной, основанной на заблуждениях; в-третьих — быть лишь частично истинной. Качество информации оказывает существенное влияние на формирование убеждений субъекта, но вряд ли является единственным фактором. Недостаточно иметь истинную концепцию, необходимо, чтобы субъект осознал данное как истинное и кроме этого необходимо, чтобы данная информация совпадала с его жизненными интересами. Не исключено, что на основании данной концепции может сформироваться убеждение, противодействующее ее реализации, не совпадающее и противоречащее социальным интересам.

Логический фактор связан с осознанием субъектом факта обоснованности принимаемых суждений либо принятия их без основания. Признание истинности или ложности суждения в силу рациональной обоснованности и доказанности придает суждению статус достоверного знания; признание истинности или ложности суждения без рационального обоснования, а лишь на основе доверия означает принятие субъектом его на веру.

Прагматический фактор позволяет выделить социально-ценностную ориентацию субъекта, как фактор, влияющий на формирование убеждения.

Формируемые убеждения основываются на принятии информации, характеристики которой определяются балансом взаимосвязи знания и веры; на признании истинности и выявлении ложности; в социально-ценностном аспекте на заинтересованности либо незаинтересованности субъекта в реализации. Сочетание различных факторов формируют волевое отношение — действовать либо противодействовать осуществлению идеи.

Рассмотрим когнитивно-эмотивные составляющие формирования содержания убеждения: во-первых, это наличие определенных идей, лежащих в основе убеждения; во-вторых, необходимая гносеологическая характеристика данных идей; в-третьих, логическое обоснование суждения, выраженного в концепциях, идеях; в-четвертых, это социально-ценностная определённость личности или социальной группы; и, наконец, в-пятых, волевая активность человека. Кроме того, многофакторный анализ «убеждения» позволяет выявить некоторые аспекты, способы формирования, насколько убеждение наполняется содержанием. Важно различать, в данной связи, сознательные и стихийно формируемые убеждения, которые отличаются приоритетом источника информации. Убеждения, так или иначе, являются результатом взаимодействия веры и знания. Стихийные убеждения формируются на основе веры, когда во взаимосвязи знание-вера «больше» веры, где вера выступает фактором компенсации недостаточности истинности информации и её активизации; сознательные же опираются на обоснованное достоверное знание. Стихийно формируемые убеждения основываются на принятии идей без рационально-критического обоснования и объяснения. Исходная посылка в данном случае не доказывается и не проверяется, а принимается эксплицитно, например, вследствие воздействия определенного авторитета (личного или коллективного), либо под непосредственным влиянием социального интереса. Человек часто не понимает или просто не задумывается над вопросом о том, проверялись ли вообще сами концепции и каков механизм их верификации. Так в контексте религиозной веры, хотя и ставится вопрос о доказательстве и познании, но «истина» не обосновывается рационально, принимается как «откровение» тем, кто уверовал.

Сознательный рациональный характер убеждение принимает в том случае, когда процесс его формирования осуществляется на основе достоверных знаний. Особенность такового — это обоснованное в пределах достигнутых знаний рационально аргументированное рассуждение. Стихийно формируемому убеждению, основанному на вере, противостоит сознательная, рационально-критическая оценка с отчетливым пониманием гносеологической природы и социально-прагматической функции идей.

В данной связи, возможно предположить, что существуют убеждения, основанные на интуитивном суждении, где интуиция представляется нам как форма непосредственного умозаключения, в котором отсутствуют опосредующие выводы. Интуитивное убеждение предваряет, предвосхищает будущий результат продуктивной деятельности. Такой вид убеждения было бы точнее назвать предубеждением, которое отличает «неясность, неустойчивость, наличие вариаций, фрагментарность. И логика должна приложить известные усилия, чтобы сделать его явным и недвусмысленным, устранить смешение различных форм знания, осуществить некую стандартизацию, чтобы эксплуатировать его» [1, с. 17]. Посредством интуиции разум интегрально схватывает вначале объект как целое, нерасчлененное, формирует определенные убежденность и убеждение, и только потом переходит к теоретическому анализу и синтезу, практической деятельности.

Одной из характеристик убеждения является его истинность, которая связана личностным осознанием обоснованности принимаемых концепций либо принятием их без основания. Под обоснованием имеется в виду применение проверенных практикой методов подтверждения новых результатов и рациональных способов аргументации. Признание истинности или ложности в силу достаточной рациональной обоснованности, или доказанности, придает концепции статус достоверного знания. Но вместе с тем, статус знания принимают и такие концепции, степень обоснованности которых недостаточна для признания их достоверными; в данном случае концепции считаются обоснованными с той или иной степенью вероятности. Признание же истинности суждения, основанного на вере, означает признание без рационального обоснования.

Читайте так же:
Как срок годности у блейзера

Аксиологический характер убеждения определяется тем, насколько наши убеждения способны сделать то, что мы должны «доверить» им. Главную роль в данной связи играет социально-ценностная функция убеждений, то, что А. Швейцер называл «этическим духом». Следует различать гуманистические и антигуманные убеждения. Придерживаясь гуманистических убеждений, человек сохраняет способность к созиданию. Оказавшись же «во власти» антигуманных убеждений, человек утрачивает верность самому себе и легко впадает в заблуждение.

«Масштабы власти этического духа, — писал А. Швейцер, — стали очевидными в ХVІІ и ХVІІІ столетиях. Под его воздействием народы Европы вырвались из средневековья, избавившись от суеверий, процессов над ведьмами, пыток и других освященных традиций проявления жестокости и глупости. На смену старому пришло новое, неизменно поражающее всех, кто прослеживает этот процесс. Всем, что у нас было и есть подлинного и человеческого в культуре, мы обязаны этому взлету этического духа» [2, с. 496].

В дальнейшем «этический дух» теряет свою силу, — главным образом потому, что не смог найти обоснование своей сущности, этической сущности, в познании мира, вытекавшем из естественнонаучного исследования, и как результат — консерватизм, догматизм. История изобилует примерами реализации антигуманных убеждений — фашизм, нацизм, войны и так далее. От того, что «созревает» в убеждениях отдельных людей, а тем самым и в убеждениях целых народов, зависит возможность или невозможность созидания, прогресса, возможность или невозможность мира. Но каковы же пути и возможности победы гуманистических убеждений? Безусловно, формирование убеждений происходит под влиянием сознаваемых настоящих и будущих интересов — материальных и духовных. На формирование интересов всегда оказывает влияние и профессиональная принадлежность, и культурные тенденции, и нравственные устои, и тому подобное.

В процессе усвоения и передачи культурной традиции человек не просто актуализирует цели и задачи прошлого этапа развития, но обогащает культуру новыми смысловыми сочетаниями, родившимися в недрах практической деятельности. Культурное творчество отражает, кристаллизирует в себе фундаментальные основы человеческого бытия, здесь идет постоянное столкновение крайностей прекрасного и безобразного, нравственного и аморального, драматического и комического — словом, всего того, что составляет неотъемлемые черты человеческого существования. И культура, разрешая подобные коллизии своими специфическими средствами, образует как бы нервный центр духовной и практической ориентации человека, позволяя обрести надежду и устойчивость в окружающем мире.

Именно повышение уровня культурного развития человека, совершенствование знаний об окружающем мире — залог торжества гуманистических убеждений, и как следствие, обновление всех сфер общественного развития. «Если этический дух окрепнет настолько, что сможет увести нас от наносной внешней культуры назад к опирающейся на гуманистические убеждения внутренней культуре, он, через нас воздействует и на других. Все люди, в том числе и самые отсталые и полуцивилизованные, несут в себе как существа, наделенные даром сочувствия, способность к усвоению гуманистических убеждений. Эта способность таится в них как горючее, ожидающее лишь, чтобы пламя подожгло его» [2, с. 497].

Одним из аспектов понятия «убеждение» является его формальность, или модель построения.

Проведенный концептуальный анализ позволяет эксплицировать эпистемические контексты, содержащие понятия «убеждение» в виде следующего выражения: S отражает U, где: S — субъект, U — объективная действительность; глагол «отражает» предполагает осознание идеи и готовность к реализации идеи субъектом.

Зависимость между убеждением и его составляющими обладает свойствами функциональной связи. Убеждение (С) представляет собой процесс, функцию (f) для субъекта (S) отражения объективной действительности (U), основополагающими которого является вера (F) и знание (К), их взаимосвязь (F/К), а также логический статус (L), ценностная значимость (V) и способность реализации (r). Символически функциональная зависимость может быть выражена как

СSU = f (F/K, L, V, r)

Вместе с тем, убеждение также занимает определенное место в «архитектонике» познавательного процесса. Выступая как результат взаимодействия веры и знания, убеждение имеет также и психологическую окраску, которую придает формированию понятия феномен убежденности.

Взаимосвязь веры и знания не статический, но развивающийся диалектический процесс. В этом процессе прослеживается не только взаимосвязь веры и знания, но также взаимосвязь веры и убеждения, знания и убеждения. И равно как вера может выступать основой знания, так и знание может предполагать веру.

Но как видим, взаимосвязь веры и знания, знание непосредственно и вера непосредственно вызывают к жизни убеждение. В этой связи, знание и вера являются причиной «рождения» убеждения, которое в свою очередь, являясь результатом действия причины, становится следствием.

Вместе с тем, убеждение воздействует и на свои причины, тем самым, изменяя и трансформируя их, наполняя новым содержанием, таким образом, во взаимосвязи вера — убеждение — знание обнаруживается диалектическая причинно-следственная взаимосвязь. Причем, во взаимодействии причины и следования прослеживается постоянное влияние их друг на друга, в результате чего происходит изменение, как причины, так и следствия.

Опосредованная опытом взаимосвязь веры и знания и, как результат последней — убеждение, детерминируют, обуславливают познавательный процесс, являясь причиной процесса перехода от созерцания к абстракции, от абстракции к мышлению, оперированию категориями, понятиями и, наконец, от мышления к практической деятельности субъекта. Убеждение, как специфическая форма субъективного отражения объективной действительности, выступает фактором и составляющим элементом познавательного процесса, главной целью которого является достижение объективной истины, где убеждение выполняет функцию «приближения» к истине.

В процессе практического освоения действительности человек познает окружающий мир. Источником и побудительной силой активности человека, безусловно, являются общественные потребности, выражающие связь объективной исторической необходимости с социальным субъектом. Приспосабливаясь к внешним обстоятельствам своего бытия, человек изменяет и совершенствует себя. Действительно, саморазвитие и самоутверждение человека в предметном мире требует преодоления не только сопротивления материала, но и самого себя в процессе исторического движения. И именно объективная потребность в саморазвитии является основой активности человека.

1. Зиновьев А. А. Логика науки / А. А Зиновьев. — Москва: Мысль, 1971. — 279 с.

2. Швейцер А. Благоговение перед жизнью / А. Швейцер. — Москва: Прогресс, 1992. — 576 с.

Существует ли венец безбрачия и что это на самом деле?

Миллионы людей остаются несчастными и никак не могут отыскать достойного партнёра для брака. Лишь только начинают складываться отношения, начинаются проблемы и союз рушится на глазах. Значит ли это, что во многих этих случаях действует венец безбрачия?

действует венец безбрачия

Образованные, красивые, талантливые и молодые люди не могут отыскать себе нужного партнёра. Всё это приводит людей к сплошному одиночеству и разочарованию.

Несмотря на это, каждый человек мечтает создать крепкую семью. Однако одним людям удаётся это без особых усилий, в то время как у других отношения не складываются на протяжении всей жизни.

Содержание:

Завораживающая истина и признаки венца безбрачия

Существует проклятие или это вымысел? С давних времён благодаря воде и яйцу, определяли у человека наличие или отсутствие энергетических программ. В магических книгах подробно расписан этот рецепт, как определить венец безбрачия.

Маги настоятельно уверены, что этот венец действительно существует. Многие люди полагают, что это сильная порча и её может снять любой специалист. Данное мнение является ошибочным. Для того, чтобы избавить человека от венца безбрачия необходима помощь сильного специалиста. Помочь может экзорцист, парапсихолог или маг. Если у девушки не складывается семья, отношения быстро заканчиваются без видимых на, то причин, тогда окружающие верят, что виновником становится венец безбрачия. В народе по-иному его называют ещё печатью одиночества.

Читайте так же:
Тренч с кедами черными

Астрологи уверены, что венцы существуют как следствие родовой кармы. Если в роду этого человека, предок разрушил семью или свадьбу коварным образом, то на всех потомках отпечатывается данное проклятие. Венец распространяется на интимную жизнь и на рождение детей.

Колдуны уверены, что навести такую порчу очень сложно, ведь техника её далека непроста. Данным искусством владеют лишь единицы из всех профессионалов. Люди часто принимают за венец безбрачия совсем иное вмешательство. Это может быть простой сглаз, печать одиночества. С таким проклятием могут справиться почти любые маги. Для того чтобы устранить эту проблему, достаточно знать технику и правильно провести её.

Эзотерики утверждают, что сложности возникают с родовыми проклятиями. Чаще всего они касаются не конкретного человека, а целого рода. Венец бывает двух видов. Самый первый называют родовым проклятием, когда порча накладывается на всё поколение. По этой причине, человек не вступает в брак, чтобы в будущем не рожать детей. Подобным образом, весь род искореняет себя.

Второй венец, насылается из-за зависти или ненависти. Если в жизни был неудачный соперник, который в будущем решил вам отомстить.

Признаки

Одним из признаков является отсутствие линии брака на вашей ладони. Если линия брака на ладони неточная или имеет много разрывов, то это означает, что человек всю жизнь идёт с печатью одиночества. Количество линий говорит о том, сколько браков ожидает человека. Все эти линии человек должен пройти и отработать в процессе всей своей жизни. Если эти линии слабо прорисованы, то человек либо пропустит эту встречу или не создаст семью.

отсутствие линии брака на вашей ладони

Человек с венцом безбрачия, теоретически может иметь любовные связи и родит ребёнка в одиночестве, ног официально в брак он вступить не может. Это серьёзная проблема, ведь чтобы её исключить, следует отыскать истинную причину. В этом случае необходимо правильно отыскать того человека, по вине которого он был наложен на поколение.

Мощь молитвы при явных признаках венца безбрачия

Эзотерики уверяют, что людей с лёгкими судьбами на планете не существуют. В мире действует закон космического равновесия, поэтому каждому человеку выпадают испытания. Когда эти трудности будут пройдены, то Вселенная дарит людям заслуженную награду, приносящую радость.

Однако, существует тип людей, при рождении которых, звёзды образуют определённую комбинацию. Подобное расположение происходит крайне редко, но оно сильно влияет на судьбу человека. Таких людей считают везунчиками, а встреча подобных личностей относится к мистическому явлению.

Однако, за счастье приходится расплачиваться и цена может быть любой. Венец безбрачия может возникнуть даже тогда, если был дан в прошлой жизни монашеский обет.

Всем известно, что сила молитвы имеет могущественную силу, ведь в трудные моменты именно она спасает людей от препятствий и переживаний. По этой причине, маги советуют обращаться к Богу за помощью, чтобы найти свою вторую половину.

обращаться к Богу за помощью

Всем известная Вика Цыганова столкнулась именно с такой проблемой. Все её подруги вышли замуж, а девушка мучилась в одиночестве. Колдуны считают, что в прошлой жизни, она дала обет, о котором не помнит и это служило причиной.

Вика всегда чувствовала особое притяжение к церкви и к ликам Святых. В детстве ей часто снился старец, который направлял её на правильный путь. Именно тогда, женщина решила обратиться за помощью к церкви, и Бог подарил ей избранника.

На момент их встречи, у её будущего мужа имелась гитара с именем Вика. Подобных совпадений не бывает, это и есть подарок судьбы. Любой человек хочет продолжить свой род, но многие из них страдают бесплодием.

Карма человека и венец безбрачия

Каждая женщина мечтает о достойном избраннике и совместных детях. Её окружает множество мужчин, но это не предел её мечтаний. Окружающие люди вслед такой женщине кричат, что она проклята и на ней установлен венец безбрачия.

программа одиночества

Многие девушки, у которых имеются проблемы, списывают свои неудачи на венцы и проклятия. Однако программа одиночества, у женщин закладывается с раннего детства. В этом случае следует изучать возраст, даты, числа, определённые события, происходящие в семье.

Обязательно следует обратить внимание на происходящие истории предков по материнской и отцовской линии.

Любовь Лапкина, известная поэтесса, на себе сумела ощутить это проклятие. Её родители в юности были влюблены друг в друга. На момент их встречи оба находились в браке. Влюблённая пара сумела преодолеть препятствия и оказаться вместе, но другим людям они принесли много бед и боли.

Спустя сорок лет, за их грехи пришлось отвечать их совместной дочери, Любе. Отец женщины поддерживал отношения с бывшей семьёй, но соперница отказывалась отпускать мужчину. По этой причине она и навела это проклятие.

Наведение порчи считается ритуалом чёрной магии, а её снятие, это результат белого магического воздействия. Существует венец безбрачия, как карма за вмешательство в чужую жизнь. Мама поэтессы, начав отношения с женатым мужчиной, обрекла себя на смерть, а своей дочери подарила одиночество. Когда происходит этот грех, то колдовство может сработать в любом поколении.

Ошибки прошлой жизни ведут к безбрачию

Специалисты уверены, что венец безбрачия существует, когда соперница использует чёрную магию. Таких людей сложно распознать в толпе, ведь они ощущают тревогу, и большое желание иметь ребёнка. Отчаяние является великим грехом, который толкает на непростительные поступки людей.

Человек может быть хорошей и светлой личностью, но если в прошлой жизни за ним числится множество детоубийств, то судьба делает женщину бесплодной. Пока она не замолит свои грехи, детей не будет. Высшие силы должны увидеть искреннее раскаяние.

Программа одиночества — венец безбрачия

Прежде, чем обвинять в своих неудачах высшие силы, следует разобраться, возможно, внутри человека установлена программа с детства. Она способна отталкивать мужчин и несёт множество проблем. Человек, автоматически обрекает себя на одиночество, не понимая этого.

Программа одиночества

Эту проблему могут зафиксировать даже приборы. Около каждого человека существует определённая аура, невидимая оболочка. Поле человека состоит не только из событий, но из эмоций и чувств, которыми он себя окутывает.

Венец безбрачия напоминает корону, зубцы которой направлены вниз. Женщины с этим проклятием становятся незаметными для мужчин. Специалисты уверены, что в некоторых случаях можно подкорректировать эту ауру путём психического воздействия.

Часто наши мысли материализуются и требуют форматирования. Важно стараться искренне прощать всех и начинать полноценную жизнь, будто ничего не произошло.

Видео — онлайн ритуал снять венец безбрачия и одиночества

Многие благодарят автора видео за этот видео обряд. Посмотрите.

Разрушающая и созидающая энергия

Когда у человека мало энергии, то у них её не хватает на то, чтобы привлечь партнёра. Наши предки были уверены, что венец формируется в неполной семье или там, где у одного родителя было много раздражения на другого.

Агрессивная энергия партнёров притягивает венец безбрачия у всех детей в роду. Если роман приносит много боли и слёз другим людям, то он несёт в будущем много трагедий.

Астрологи уверяют, что венец безбрачия отчётливо виден на натальной карте. Для того, чтобы снять родовое проклятие, нужно отыскать сильного экзорциста.

Мистики, эзотерики и учёные, уверяют, что мысль человека обладает могущественной энергией. Всё о чем мы думаем, боимся, запросто может реализоваться. Если мы узнаём, что на нас лежит проклятие, то сами запускаем программу на самоуничтожение.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector