Разнообразие головных уборов мусульманских женщин: под чем они скрывают лицо
Разнообразие головных уборов мусульманских женщин: под чем они скрывают лицо
Религиозные убеждения накладывают отпечаток на моду. По тому, как человек одевается, иногда можно угадать, к какой вере он относится. Так, мусульманских женщин часто можно идентифицировать по закрытой одежде и платку на голове. Это не просто аксессуар. Эта вещь наделена глубоким духовным смыслом. Также интерес представляет широкое разнообразие головных уборов мусульманок.
Духовный смысл
Для мусульманской женщины ношение головного убора символизирует скромность, женственность, а главное — послушание Аллаху. В Коране написано, что женщины не должны выставлять напоказ свою красоту. Они могут показывать себя только родственникам и немногим приближенным, которые вхожи в дом. В одной из сур Корана также указано, что головной убор отличает честную женщину от рабыни или блудницы.
В некоторых странах традиция носить закрытую одежду и покрывать голову зародилась еще в древнейшие доисламские времена. Тогда существовала традиция затворничества женщин. Позже она обрела религиозное обоснование.
Стоит отметить, что в некоторых мусульманских странах уже не существует строгих правил относительно ношения головных уборов. Так, например, в некоторых регионах Турции (особенно в туристических) женщины, а большинстве своем, не покрывают голову. Но в некоторых странах обязанность носить закрытую одежду и головные уборы возложена не только на местных жительниц, но и на туристок.
Шейла и хиджаб
Шейла и хиджаб — это самые демократичные виды мусульманских головных уборов. Они покрывают волосы, а иногда — шею и плечи. Их принято носить в Турции, Египте, Ливане, Иране.
Шейла — это длинный шарф, который женщины свободно повязывают на голове, а края оставляют свисать с плеч. Такой головной убор любят в странах Персидского залива.
Хиджаб — это платок, который полностью покрывает голову и шею женщины. Также есть хиджаб-амира, который состоит из облегающей шапочки и платка, полностью закрывающего плечи, шеи и грудь. Именно хиджабы чаще всего можно увидеть на мусульманках, которые живут в европейских странах.
Также в Турции и на Ближнем Востоке распространен такой вид головного убора, как химар. Это накидка-платок, которая полностью закрывает голову, шею, плечи и грудь. Длина накидки достигает уровня талии.
Внешний вид головного убора может отличаться в зависимости от страны. Так, например, турчанки любят яркие шелковые платки с красивыми принтами, но многие из них надевают обтягивающие шапочки, чтобы прикрыть линию роста волос. А вот персидские женщины повязывают платки свободно, чтобы из-под них могли выглядывать пряди. Иранские женщины предпочитают простые платки, небрежно обернутые вокруг головы.
Стили и формы хиджаба
Хиджаб — это не просто головной убор. Это целая культура и даже искусство. С раннего возраста мусульманских девочек учат различными способами повязывать хиджаб. Сегодня в мировой мусульманской культуре выделилось несколько общепринятых стилей:
Кавказский — самый консервативный стиль, напоминающий монашеский. Головной убор полностью закрывает волосы, а иногда — лоб и подбородок.
Египетский — сформировался за последние пару десятилетий и стал менее консервативным. Туго повязанный однотонный платок постепенно сменился более раскрепощенными вариантами смелых ярких оттенков. Также стиль хиджаба может зависеть от того, к какому социальному классу относится египтянка.
Турецкий — довольно элегантный стиль, который подразумевает ношение шелковых квадратных или краеугольных платков. Особенность этого стиля заключается в продолговатой форме черепа, которая создается за счет пучка волос на затылке или специальных подкладок.
Индонезийский и малазийский — особенность стиля заключается в небольшом козырьке на лбу. Раньше женщины формировали его самостоятельно, но сейчас в продаже есть специальные платки, где козырек уже предусмотрен.
Испанский — так называется стиль повязывания хиджаба на манер причесок испанских танцовщиц. Платок покрывает только голову, а его концы завязываются сзади и перекидываются на одно плечо.
Эмиратский — этот стиль подразумевает многослойность. Также под платок используют накладки из искусственных волос, чтобы «конструкция» получилась объемной.
Иранский — небрежно повязанный платок, из-под которого видны волосы. Также он может не закрывать шею.
Африканский — подразумевает ношение замысловатых высоких тюрбанов.
Никаб и абайя
Абайя — это длинная свободная одежда, которая закрывает все тело. А никаб — головной убор, который закрывает не только голову, плечи и грудь, но также лицо. Есть только небольшой разрез для глаз. Чаще всего такие наряды носят жительницы стран Персидского залива, а также Йемена и Пакистана. Одежда может быть однотонной или украшенной красивой вышивкой. Никаб и абайя — это одежда для ношения в общественных местах, а также в смешанных компаниях.
Паранджа или чадра
Жительницы Афганистана и Пакистана, как правило, носят паранджу или чадру. Паранджа — это одежда, которая закрывает все тело. В области лица прорезан «экран», который закрыт сеткой. Таким образом, женщина может свободно смотреть и дышать, но окружающие не могут различить ее черт лица.
Слово «чадра» переводится с персидского на русский как «палатка». Это большое покрывало, которое надевается на голову и полностью закрывает тело. Открытым остается лишь лицо. Интересно, что чадра не имеет никаких креплений, а потому она постоянно съезжает и перекручивается. Изначально женщинам приходилось постоянно придерживать накидку рукой. Но сейчас многие предпочитают прикалывать ее к одежде или же приделывать завязки.
Чадра — это еще одна разновидность закрытой одежды. Это халат-покрывало, которое с ног о головы закрывает фигуру женщины. Есть лишь небольшой разрез для глаз. Также женщины могут надевать на лицо бурки — «маски» с разрезами для глаз, которые могут быть украшены вышивкой. Они считаются символом женской чести.
Джильбаб
В Индонезии, Малайзии и других странах Юго-Восточной Азии мусульманки предпочитают джильбаб. Раньше это была сплошная одежда, закрывающая голову и тело. Но сегодня джильбаб трансформировался в простое закрытое платье-халат, головной убор на которое надевается отдельно. Азиатки считают джильбаб более демократичным и модным, чем традиционные исламские наряды.
Паранджа
В иудейско-христианской традиции женщин уже кутали и заматывали по самое некуда. У евреев было принято, чтобы женщина появлялась в общественных местах с покрытой головой, так, чтобы оставался открытым один глаз – который именно, не уточнялось. Женщина-иудейка с непокрытой головой могла с тем же успехом выйти в свет вообще голышом.
Что касается христианства, святой Павел так говорил в Новом Завете: «Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытой головою, постыжает свою голову, и всякая жена, молящая или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову. » (1 Коринфянам 3-10). Старинная русская женская одежда тоже выдержана в рамках хиджаба, и «опростоволоситься» на Руси было несмываемым позором.
Так что, обычай закрывать дамское лицо от посторонних нескромных взглядов возник задолго до ислама. Ему, к примеру, следовали еще древние вавилонянки.
Существует версия, что традиция прятаться за покрывалами появилась в древние времена в среде знатных персиянок, которые таким образом заботились не столько о своей девичьей чести, сколько о белизне лица. В древности, между прочим, этот обычай совершенно не касался кочевниц и крестьянок, которые просто не могли бы передвигаться на большие расстояния или работать в поле в такой униформе. Поэтому бытует поговорка, что паранджа – это одежда бездельниц и белоручек.
Паранджу считали немного опасным предметом и потому не слишком-то ценили: богатые восточные дамы редко шили ее из дорогой ткани. Они надевали красивые наряды, а сверху набрасывали простенькую накидку. Так что часто менять ее не приходилось: на всю жизнь хватало двух-трех моделей.
Слово фараджи изначально означало мужскую широкую верхнюю одежду, обычно с длинными рукавами. В XVI веке халаты фараджи носили как мужчины, так и женщины. Расцвет культуры ношения паранджи у народов Средней Азии пришелся на конец XIX — начало XX века.
Ортодоксальность [ править ]
В прошлом, каждая мусульманка должна бала придерживаться определенных правил:
- Одежда не должна плотно облегать тело (особенно грудь, талию и бедра).
- Одежда должна скрывать все тело женщины за исключением кистей рук и лица (некоторыми учеными допускается возможность открыть также стопы ног).
- Одежда не должна быть пошита из прозрачных тканей, сквозь которые можно увидеть очертания фигуры и цвет кожи.
- Одежда не должна быть пропитана духами, быть ярких расцветов, не должна иметь звенящих или блестящих декоративных элементов.
- Одежда женщины не должна походить на одежду мужчины.
Сейчас эти правила также существуют, просто не являются «ФАРЗ»-ом (обязанностью), поэтому за их несоблюдение не наказывают, но порицают в кругах учённых и верующих.
Принудительное обнажение женщины-мусульманки – грех непрощаемый. Это настолько серьезный вопрос, что именно он стал причиной разрыва в VII веке дружеского альянса между мусульманами и иудеями, до той поры мирно проживавшими в Медине.
По легенде, как-то на базаре один мединский иудей в качестве шутки прищемил подол пожилой мусульманской торговки, и она довольно изрядно заголилась, когда начала вставать. Результатом этой невинной «шуточки» стал кровавый конфликт между мусульманами и иудеями, а затем позорное изгнание иудеев из Медины.
С тех пор прошло почти полтора тысячелетия, но покров на лице остается столь же принципиальным вопросом для исламского мира.
В неисламском мире паранджа является мифическим символом исламского фундаментализма, бесправия и несчастности восточных женщин.
Религия [ править ]
В Коране имеется прямое предписание закрывать женские лица и тела: «О, Пророк! Скажи женам своим, дочерям своим и женщинам мужчин верующих, чтобы лучше укутывались они в одеяния свои, так легче будет отличить их [от служанок и рабынь], и тогда не подвергнутся они унижениям каким-либо» (Коран, 33:59). «Скажи верующим женщинам, чтобы отводили они взоры в сторону [от того, что не дозволено им] и оберегали целомудрие свое. Пусть не выставляют напоказ прикрас своих. » (Коран 24:30-31).
С точки зрения одежды, в мусульманском менталитете есть общее правило, которое упрощенно выглядит так: вера связана с одеванием, а безбожие – с раздеванием.
Хотя, непосредственного отношения к религии паранджа не имеет и не имела. Женщины совершают обряды хаджа с открытыми лицами.
Быт [ править ]
В жизни, паранджа – постоянный атрибут правоверной мусульманки. Она имеет право появиться без паранджи перед мужчиной, если это ее муж или человек, который никогда не может стать ее мужем: отец, свекор, сын, брат, дядя, племянник, пасынок – то есть близкие родственники. Врачу показаться без паранджи, конечно же, можно – но истинные мусульманки это делают только в самом крайнем случае, когда порою к врачу обращаться уже поздно. По настоятельной просьбе мужа можно даже сфотографироваться с открытым лицом, но такие «откровенные» фотографии предназначены только для самых близких родственников.
В настоящее время, хиджаб мусульманка носить обязана, а паранджу может.
Хотя паранджа и слывет своеобразным символом угнетения женщин Востока, сегодня ее нередко покупают женщины Запада, желающие ходить инкогнито, а также туристы, охотящиеся за сувенирами, и повстанцы, стремящиеся скрыться от бдительного ока полиции.
Страны [ править ]
Мусульманкам вне мусульманского мира живется трудно. Проживающие в западных странах, требуют разрешить им фотографироваться на паспорт с закрытым лицом. И им запрещают. Говорят, надо обнажать лицо перед фотографом. А это же интимнейший момент. В мусульманской семье если и делают снимок, то в крайне редких случаях. И только для «внутреннего пользования».
Те же проблемы существуют в восточных странах, выбравших светский путь развития. В Татарстане, к примеру, около полутора тысяч женщин-мусульманок живут вообще без удостоверения личности, поскольку они не готовы «обнажиться» перед фотографом.
В Судане и Саудовской аравии по правилам полагается надевать и хиджаб, и никаб, какого бы вероисповедания вы ни были. За нарушение возможно и в тюрьму угодить. Но, в Саудовской Аравии сегодня никаб одевать не принуждают. Многие ходят в никабе, но это по их иннициативе (или мужа). Много саудовских женщин не прикрывают ни лицо, ни волосы, а носят только «абай» — одежду, типа халатика.
В Иране хиджаб обязателен,хотя лицо в принципе можно оставлять открытым.
Граждане Объединенных Арабских Эмиратов тоже соблюдают все нормы ислама, но за последние годы там уже почти привыкли к виду туристок в откровенных нарядах.
А есть страны, где, наоборот, запрещено надевать хиджаб, например, — сотрудницам государственных учреждений, школьницам и студенткам вузов. Именно так дело обстоит в современной Турции, хотя местные сторонницы исламской моды не сдаются и постоянно отстаивают свое право носить хиджаб.
В парламенте Турции одной даме-депутату мусульманского вероисповедания пришлось за паранджу покинуть зал парламентских заседаний.
В демократичной Великобритании женщинам-мусульманкам, служащим в лондонской полиции, разрешили носить хиджаб, при этом дизайн этого покрова специально разработал профессиональный модельер, чтобы хоть чуть-чуть приспособить паранджу к полицейской форме.
Мусульманские одеяния оказывались в центре дискуссий во Франции. В 2004 году в стране было запрещено ношение хиджаба в государственных школах. Мусульманская община высказалась против этого решения. Дошло даже до того, что Франции стали угрожать исламские экстремистские организации.
Мешковатая одежда, которая мешает видеть окружающие предметы и затрудняет дыхание, остается вездесущей в Афганистане, хотя в Кабуле ее можно встретить все реже.
Хозяин лавочки на главном базаре афганской столицы рассказывает, что после падения в конце 2001 года режима талибов, который обязывал женщин носить паранджу, продажи уменьшились наполовину. Но он продолжает продавать до двадцати штук в день. В его лавке имеются паранджи всех стилей, любого качества, всех расцветок.
16-летняя Хангам покупает новую паранджу. «В ней трудно ходить, в ней тяжело дышать, но это хорошо, так как мужчины не могут меня видеть. Никто не может разглядеть ни малейшей части нашего тела», – говорит она. «Если мы не будем носить паранджу, мы будем чувствовать себя совсем голыми», – добавляет 23-летняя Малалай.
Однако одежда, проклинаемая на Западе, имеет и нетрадиционных почитателей. У многих иностранок — журналисток или сотрудниц различных неправительственных организаций и международных учреждений, работающих в Афганистане, в передней висит паранджа.
Одна журналистка, чей дом оказался в эпицентре кровавых беспорядков, произошедших в Кабуле 29 мая, с помощью паранджи сумела ускользнуть от разъяренной толпы на багажнике велосипеда. Невозможно было догадаться, что под складками просторной одежды скрывалась западная женщина. Однако маскировочные функции паранджи имеют свои пределы. «Когда вы начинаете идти, сразу бросается в глаза, что вы не афганка, потому что у иностранок другая манера ходьбы. Они шагают гораздо более уверенно, чем афганские женщины», – отмечает эта журналистка.
У сотрудницы организации помощи развитию тоже есть «спасательная паранджа», но она терпеть не может этот вид одежды. Паранджа «уничтожает всякое ощущения себя как личности, это самая унизительная одежда, которую только можно себе представить. С практической точки зрения она еще и опасна, так как сильно суживает поле зрения», – говорит она.
В ноябре 2006 г. в одной из боннских школ разразился скандал. Две юные мусульманки, турчанка и марокканка, ученицы одиннадцатого класса общей школы (Bertolt-Brecht-Schule) в районе Tannenbusch, были отстранены от учебы за то, что явились на занятия, укутанные с головы до ног в паранджи. Семьи отстраненных от занятий девушек, которые так и не собираются поступиться принципами и снять паранджу, обратились за помощью к адвокату.
Дети и паранджа [ править ]
Девочка должна надевать паранджу только с того дня, когда физиологически становится девушкой.
Мода [ править ]
Мода на паранджи процветает, причем восточная мода активнейшим образом влияет на европейскую, а европейская, хоть и в меньшей степени, но тоже влияет на восточную. Восточные мотивы присутствуют в европейской женской одежде на протяжении многих веков и практически никогда не выходят из моды, а из-под паранджи восточной модницы можно увидеть поблескивающие солнечные очки от Армани и туфельки от Гуччи. В мусульманских странах распространен упрощенный вариант хиджаба, который скрывает руки до запястий и ноги ниже колен, а шею и грудь закрывает головной платок, концом которого можно прикрыть нижнюю часть лица.
Фантастические модели паранджей разработал в одной из своих последних коллекций великий Ив Сен-Лоран. Но как далеко зайдут современные западные веяния в мусульманской женской моде, сказать трудно. Не так давно в Иране создан аналог американской сладкой парочки Барби и Кена – брат и сестра Дара и Сара. Саре по возрасту еще не положено носить паранджу, но к каждой игрушке прилагается белый шарфик, чтобы иранские девочки не играли в простоволосых кукол. Так иранский аналог Барби из тривиальной детской игрушки превращается в стратегический товар, в который вложена не только национальная традиция, но и изрядный элемент идеологии.
Психология [ править ]
Психологи относятся к парандже как к сугубо возбуждающему средству. Чем можно возбудить мужчину, живущего среди закутанных с головы до пят женщин? Да хоть кончиком маленького носика, краешком розового ушка, мысочком сафьяновой туфельки. Покровы отнюдь не лишают восточную женщину сексуальности и тяги к противоположному полу, и в определенном смысле паранджа – это не запрет, а соблазн.
Хиджаб — не традиционная одежда казашек
Все мы знаем, что в Европе вступают законы о запрете ношения хиджаба и паранджи. Многим эта новость не понравилась, особенно поклонникам арабской культуры. Мне стало интересно, должны ли носить наши прекрасные девушки данный вид одежды.
Погуглив что такое хиджаб:
- Хиджаб (араб. حجاب — покрывало) в исламе — любая одежда (от головы до ног), однако в западном мире под хиджабом понимают традиционный исламский женский головной платок. Ношение женщиной хиджаба является одним из основных положений исламского законоположения — шариата.
- Паранджа́ (синоним бурка, реже чадра) — женская верхняя одежда в мусульманских странах, в частности, Центральной Азии и наБлижнем Востоке, представляющая собой халат с длинными ложнымирукавами и с закрывавшей лицо волосяной сеткой —чачван.
Я начал искать ответы на вопрос: Носили ли и должны ли носить казашки хиджаб и паранджу.
И вот с какими результатами я ознакомился:
В свое время сам великий муфтий призвал наших милых дам не надевать хиджаб:
В последнее время общество волнует проблема хиджаба: да, наши бабушки, наши матери, конечно, не ходили голыми, они не одевали кофточки, чтобы пупок был виден, но в то же время, наши бабушки не закрывали свое лицо, не носили хиджаб — конечно, они повязывали на голову платок, надевали кемешек — национальную одежду, но не хиджаб», — цитирует главу духовного управления мусульман Казахстана
По поводу паранджи высказал свое личное мнение и Глава нашего государства Нурсултан Назарбаев: «Я категорически против паранджи, особенно когда ее носят студентки. У нас никогда такого не было в истории. Наша религия не имела такой традиции. Нужно уметь отличать истинную религию от навязанной нам».
Хиджаб — не традиционная одежда казахской женщины. Кимешек шылауш, возможно, похож на хиджаб. Но не все женщины носят их, а только замужние, которые имеют детей. В сравнении с другими среднеазиатскими народами, у казахов незамужние девушки не покрывали волосы, лицо. Обычно, они носили такия, борик и другие головные уборы, но волосы держали открытыми. Следовательно, хиджаб — не традиционная одежа казахов. Это новое веяние в казахской культуре, которое пришло извне, — говорит этнограф Досымбек Катран
А что же тогда носили наши мамы и бабушки, и какая традиционная одежда?
Головной убор незамужней девушки – тақия или бөрік – шили из ярких тканей и обязательно украшали вышивкой или различными нашивками из бус, кораллов, бисера, серебра. На макушку пришивали үкі – султанчик из перьев филина, служивший не столько украшением, сколько оберегом. Лицо девушки всегда было открыто. У казахов есть пословица «Жан шашта», что означает: «чем красивее волосы девушки, тем прекраснее ее душа».
Свадебный головной убор невесты – сәукеле – в форме усеченного конуса.
До замужества молодые казашки носили платок, дабы чтобы не сглазили.
После рождения первого ребенка девушки одевали кимешек шылауыш. Он состоял из двух частей: нижней (кимешек), надеваемой на голову, и верхней в виде тюрбана. Обе части убора выполнялись из белой ткани. В нем открытой остается только лицевая часть. Вот это не дает покоя фанатикам арабской культуры. Они уверяют что это и есть аналог хиджаба и никаба. Хотя в нашей версии лицо женщины не закрывают.
Камзол и платья были длинной ниже колен. Под платьем женщины носили нижнее белье, так называемый иштен. Они тоже были длинными. Женщина не должна была показывать ноги, всегда носила носки, и поверх них традиционную в степи обувь — кебис и маси , что вообще недопустимо для хиджаба или паранджи.
Платья казашек украшались вышивками и аппликацией из яркой ткани по краям подола, рукавов и ворота. Камзол молодые женщины тоже украшали, обшивая открытый ворот широкой полоской ткани контрастного цвета, отделывали вышивкой, позументом, серебром по подолу, а также пришивали металлические посеребренные пряжки или серебряные пуговицы. Такое не увидишь в хиджабе.
Так что наши красавицы никогда не носили ни хиджабы, ни паранджу и еще различные вещи, закрывающее все прелести девушек.
Данный пост не призывает снять паранджу и хиджаб с казашек, но стоит задуматься. И лучше всего учите историю Казахстана, уважайте традиции наших предков, а не сказки арабских ночей. Всем мир
Хиджаб – самый популярный головной убор!
Смысл слова «хиджаб» в наше время понятен практически всем людям, причём независимо от вероисповедания и конфессиональной принадлежности. Отчасти в этом заслуга СМИ, публикаций в различных мировых изданиях, где это слово всё чаще появляется в разном контексте.
С каждым днём мир всё больше узнаёт об Исламе, и в наши дни уже никого не удивит, а тем более не отпугнёт девушка в хиджабе, ведь все мы привыкли видеть стильно одетых мусульманок, которые умеют красиво повязать платок.
Мы часто видим в новостях спортсменок в хиджабе, что также уже никого не удивляет. Но самая главная причина популярности и интереса к этому головному убору – это, конечно же, неуклонный рост числа мусульман.
Уже именитые мировые дизайнеры, такие как «Dolce & Gabbana», «Burberry», «Nike» и многие другие, создают свои коллекции, учитывая предпочтения мусульманок. И с каждым днём все больше и больше женщин начинают проявлять интерес к хиджабу.
Известный историк моды Александр Васильев в одном из своих интервью сказал: «Мы все свидетели того, как Ислам влияет на тенденции в моде. Юбки в пол, платья оверсайз, широкая одежда… Всё это тому подтверждение».
Почему мусульманки носят хиджаб?
Хиджаб — это не только головной убор, хиджабом называют одежду мусульманки, скрывающую все её тело, кроме лица и кистей рук. Это обязанность и один из важных аспектов жизни каждой женщины, покорной Создателю.
Те, кто мало знаком с Исламом, но почему-то считает себя вправе высказываться негативно о мусульманах, ошибочно полагают, что ношение хиджаба – это показатель того, что мусульманки угнетены и бесправны. Как девушка, пришедшая в Ислам и добровольно надевшая хиджаб, ответственно заявляю: ЭТО НЕ ТАК! Абсолютно любая женщина согласится с тем, что она чувствует себя гораздо комфортнее в длинном широком платье, чем в облегающих джинсах, согласится, что даже просто накинув платок на голову, она чувствует себя более женственно. И хотя ношение хиджаба – это обязанность, на самом деле в этом заключается забота о женщинах и большое благо.
Хиджаб в Коране
Женское покрывало, хиджаб, защищает женщину от непристойного отношения, а также подчёркивает её достоинство и скромность. Всевышний Аллах в Коране сказал:
يَا أَيُّهَا النَّبِيُّ قُل لِّأَزْوَاجِكَ وَبَنَاتِكَ وَنِسَاء الْمُؤْمِنِينَ يُدْنِينَ عَلَيْهِنَّ مِن جَلَابِيبِهِنَّ ذَلِكَ أَدْنَى أَن يُعْرَفْنَ فَلَا يُؤْذَيْنَ
(смысл): «О Пророк! Скажи своим жёнам, своим дочерям и остальным верующим женщинам, чтобы они опускали на себя широкие покрывала (которые скрывают их). Так их будут легче узнавать (отличать от рабынь и блудниц) и не подвергнут оскорблениям. Аллах — Прощающий, Милосердный». («Сафват ат-тафасир», сура Аль-Ахзаб: 59)
То есть хиджаб нужен для того, чтобы мусульманкам не наносили вред, путая с грешницами и блудницами. Ни в одной другой идеологии, религии или культуре права женщин не защищают и не оберегают так, как в Исламе.
Есть такое слово в русском языке – «опростоволоситься». Оно означает оказаться в глупом, казусном положении. Дословно же оно означает показать свою голову «простой», то есть непокрытой. На Руси это считалось позором для женщины. Со временем, к сожалению, западная мода внесла свои коррективы в нравы и вытеснила эти традиции.
Впервые надев хиджаб, я в полной мере ощутила эту защиту и заботу! Оказывается, всё это время я испытывала жуткий диссонанс между своим внутренним состоянием и внешним видом… И вот всё встало на свои места. Уже 15 лет, хвала Всевышнему, я одета в счастье! Говорю так, потому что это на самом деле потрясающее чувство радости и комфорта, знакомое каждой из моих сестёр по вере!
Как мы уже сказали, помимо очевидных достоинств хиджаба, его ношение является обязанностью для мусульманки. Всевышний Аллах в Коране говорит:
وَقُلْ لِلْمُؤْمِنَاتِ يَغْضُضْنَ مِنْ أَبْصَارِهِنَّ وَيَحْفَظْنَ فُرُوجَهُنَّ وَلَا يُبْدِينَ زِينَتَهُنَّ إِلَّا مَا ظَهَرَ مِنْهَا
(смысл): «И скажи, о Пророк, верующим женщинам, пусть они опускают свои взоры и берегут свои органы (от того, что запретил Аллах, и пусть не показывают их другим), и пусть не показывают мужчинам свою красоту, кроме того, что видно (лицо и кисти рук)». («Сафват ат-тафасир», сура Ан-Нур: 31)
Мы видим в этом аяте повеление Господа, которое требует, чтобы женщины закрывали своё тело от посторонних.
Хадисы про хиджаб
1. От ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) передаётся, что однажды Асмаъ бинт Абу Бакр зашла к Посланнику Аллаха ﷺ , надев на себя одежду из тонкой ткани, и Посланник Аллаха ﷺ отвернулся от неё и сказал:
يَا أَسْمَاءُ إِنَّ الْمَرْأَةَ إِذَا بَلَغَتِ الْمَحِيضَ لَمْ تَصْلُحْ أَنْ يُرَى مِنْهَا إِلاَّ هَذَا وَهَذَا وَأَشَارَ إِلَى وَجْهِهِ وَكَفَّيْهِ
«“O Асмаъ, поистине, когда женщина достигает возраста половой зрелости, у неё не должно быть видно ничего, кроме этого и этого”, – и он показал на своё лицо и кисти рук». (Абу Дауд, 4104)
2. От Анаса (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
مَا كَانَ الفُحْشُ فِي شَيْءٍ إِلَّا شَانَهُ، وَمَا كَانَ الحَيَاءُ فِي شَيْءٍ إِلَّا زَانَهُ
«Непристойность всегда чернит собой всё, к чему бы ни примешивалась, а стыдливость всегда украшает». (Ибн Маджах, 4185; Ибн Хиббан, 551; Тирмизи 1974)
3. От Я‘ля (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
إن الله عزَّ وجلَّ حَييٌّ سِتِّيرٌ، يحب الحياءَ والسَّترَ، فإذا اغتسلَ أحدُكم فليَسْتَتِرْ
«Поистине, Всевышний Аллах – стыдливый и укрывающий. Он любит, когда люди стыдливы и укрываются от других. Пусть же каждый из вас, когда купается, укрывается от чужих взоров». (Абу Дауд, 4012)
Как мы видим из благородных хадисов Посланника Аллаха ﷺ , хиджаб очень важен для мусульманки, и счастлива та женщина, у которой внешний вид и внутреннее состояние находятся в гармонии!
Условия хиджаба:
1) одежда должна закрывать всё тело, кроме лица и кистей рук;
2) одежда не должна служить украшением, привлекающим внимание мужчин, также стоит избегать кричаще ярких цветов;
3) не разрешается прозрачная ткань;
4) не дозволяется облегающая одежда;
5) одежда не должна иметь запаха парфюмерии;
6) также запрещена одежда, походящая на мужскую.
Важно отметить, что все эти требования к одежде женщины должны соблюдаться перед посторонними людьми, а наедине с супругом мусульманка может позволить себе самые экстравагантные наряды, причёски и макияж. Всё это даже поощряется в случае, когда это усиливает любовь и укрепляет отношения в семье.
Виды хиджаба
Обычно упускается из виду тот факт, что хиджаб – это гораздо большее, чем просто одежда. Существует не только внешний хиджаб, но и внутренний – нрав, поведение, манера говорить, скромность и т. д.
Внутренний хиджаб
В наш век технологий, интернета и соцсетей все убеждаются, что мусульманки успешны во всех сферах деятельности. Наши сёстры из самых разных уголков планеты показывают на своём примере, что хиджаб никак не мешает им получать образование, находить себя в политике и спорте, открывать свой бизнес и т. д.
Человек, ослеплённый предрассудками, не может заметить этого, но женщина в хиджабе ангельски красива, она полна уверенности в себе, является носительницей идей чистоты и истинной красоты.
Однако разумный человек понимает: если девушка закрытая, значит, она скромная. Ведь одним из лучших качеств является скромность, и выходит, что девушка, которая надевает закрытую одежду, претендует на то, чтобы быть лучшей среди открытых женщин, а следовательно, вызывает большее доверие.
Одеяние богобоязненности является лучшим, поскольку упоминается в Священном Коране.
Верхнее одеяние не всегда служит защитой от греха. И мы не говорим, что все покрытые мусульманки идеальны. Девушка, которая надела хиджаб, не является той, которая выполнила все предписания религии, и не убережена от ошибок.
Но всё же как верно то, что количество переходит в качество, так верно и то, что девушка, скрывая свои волосы и тело, становится духовно чище и лучше. Она не позволит себе ничего из того, что совершают иногда женщины, которые не соблюдают этих норм в своей одежде.
Вот почему в дополнение к внешнему хиджабу необходим и внутренний, в котором присутствует чувство богобоязненности и трепет перед Господом, что и удерживает от совершения проступков.
Проблемы, с которыми может столкнуться девушка, которая решила надеть хиджаб
К сожалению, бывает и такое. Проблем может быть несколько. В основном это зависит от того, в какой семье девушка росла, готово ли ближайшее окружение принять её такой, какой она стала.
Бывает, что круг общения может не одобрить её выбор, и тогда, естественно, это станет для неё проблемой, или родители могут быть против её решения. С одной стороны, она хочет быть со своими подругами и общаться на равных, с другой – хочет соответствовать тем убеждениям, которые в ней укрепились.
Особое внимание тут нужно обратить на то, что большую часть своей жизни она не носила хиджаб. С решением надеть его кардинально меняется жизнь. Здесь необходимо обрести гармонию и мир внутри себя. А целеполагающим является её мотив: почему она сделала этот шаг? Если это внутреннее желание, ей легче будет преодолеть проблемы. А если это требование со стороны отца, брата или мужа, то здесь будет сложнее.
Другая проблема, с которой она столкнётся, это перемены в самой себе. Возникает вопрос, как девушка к себе относится? Ответ обычно подразделяется на две категории: а) нравится, б) не нравится.
Среди мужчин бытует заблуждение, что девушка украшает себя для других мужчин, на самом деле это миф – девушка наряжается для другой девушки, и это ясный факт, поскольку ей важно, как её воспринимают представительницы её же пола.
Она может оценить себя более объективно, и когда она сталкивается с такой проблемой, появляются сомнения: «Что теперь обо мне будут думать?», – и некоторые этого не выдерживают.
Есть масса случаев, когда девушке кто-то объясняет, доносит до неё, что хиджаб – это обязанность, возложенная на неё Всевышним, и она под впечатлением от этих слов покрывается. Но иногда этот переход от внешних изменений к внутренним может не произойти. Поэтому мы, хоть и довольно редко, наблюдаем, как девушка снимает хиджаб.
Те, кто знаком с этой темой, знают, что в последнее время эти случаи активно обсуждались, в частности, в соцсети Instagram. Проблема здесь в несоответствии внешнего вида и духовного состояния девушки, она не до конца понимает, зачем это нужно, общество и окружение давит, что и влечёт за собой душевный конфликт.
В западных странах врачи-мусульманки в медицинских учреждениях без препятствий надевают хиджаб. Мусульманки работают в полиции и желают соответствовать нормам шариата – пожалуйста, для них разработана специальная полицейская форма, и никто от них ничего не требует.
Надеемся, что и в нашей стране у наших сестёр совсем скоро будет такая возможность, хотя и сейчас эти проблемы при желании можно легко уладить. Хиджаб – это выбор каждой девушки, который она должна сделать сама, ибо нет принуждения в нашей прекрасной религии!
Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях,
поделитесь информацией с друзьями!
Амина Евпатова
Важное примечание: Букву «х» в слове «Аллах» следует произносить как английскую букву «h».
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.