Uspoloassn.su

Модные новинки
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Белые тюбетейки у мусульман

Белые тюбетейки у мусульман

Любопытная версия об орнаменте Ферганской тюбетейки

Совершенно неожиданная версия расшифровки орнамента черно-белой тюбетейки с миндальным или стручковым орнаментом была приведена искусствоведами Узбекистана. Впрочем, по версии авторов орнамент тюбетейки вовсе не изображение миндаля и уж тем боле стручка перца. Смысл орнамента мужского головного убора узбеков гораздо глубже.

По версии авторов, тюбетейка разделена на 4 части – ровно столько же элемента нуклеотида было использовано для построения молекул-передатчиков генетического кода. Симметрия тюбетейки также не случайна – автор приводит слова Бируни «Человеческий дух очень чувствителен ко всем видам, обладающим симметрией, порядком, потому что человек, как неотъемлемая часть природы, не может ни обмениваться информацией, ни воспринимать внешний мир, ни вообще существовать вне симметрии, вне материальных структур».

Цвет тюбетейки – насыщенный черный оттенок зеленого изображает бездну вселенной, которая также сопоставима с черной дырок. По одной из космогонических версий Вселенная описывается теми же уровнями, что и черная дыра. Черная дыра — это область пространства со столь высокой концентрацией материи, что создаваемое гравитационное поле не выпускает наружу даже свет. Ничто, находящееся внутри черной дыры, не может воздействовать на внешний мир, хотя наружные объекты могут попадать в нее. И если на секунду представить, что черный лоскут тюбетейки — это черная дыра, в которой сжимается вся Вселенная в точку и из нее же она и рождается, то голова является носителем бесконечной информации.

Идея повторения всего в мире отражается и на орнаменте. Сопоставив современную Кокандскую, Маргиланскую и их родоначаьницу – Чустские тюбетейки, авторы пришли к выводу, что орнамент не что иное как изображение трехмесячного эмбриона. По Исламской версии именно в этот период создание в чреве матери получает душу и его можно назвать живым существом (любопытно, что в современной медицине аборты у женщин также допускаются только до трехмесячного развития плода. В дальнейшем операция по удалению плода считается опасной для жизни матери).

Вечное повторение всего в том, что четыре орнамента на каждой стороне не одинаковые, т.е. две арки — малые, а две — большие. Малая арка отображает бешик — колыбель новорожденного младенца, сверху над аркой вышиты точки — это колыбель с младенцем, излучающим свет. Большая арка — тоже бешик, но для человека, покинувшего этот мир, точки внутри показывают угасающий свет умершего человека. Вселенная расширяется и сжимается, рождается и умирает. Вселенная снова вернется в некую исходную точку. Таким образом можно предположить, что вокруг головы человека, на тюбетейке — бесконечное число рождений и смертей, которые испытываются, пока есть жизнь.

Маргиланские тюбетейки.

на фотохостинг →
Тюбетейки различаются по половозрастным признакам: мужские, женские, детские; формам, материалу, орнаментальному убранству (узорные вышивки), знакам художественной символики. Тюбетейки, созданные в районах с различными природно-географическими признаками, различаются настолько, что часто именно по этому головному убору определяли район, жителем которого являлся её владелец.

Чустские тюбетейки (Наманганский вилайят) отличаются «крутостью» орнамента (полный миндаль с коротким и резко согнутым усиком) и высотой околыша. Они приобрели значение общенационального головного убора. Их носят в Узбекистане повсеместно.
Маргиланские дуппи характерны для всей Западной и центральной части Ферганы. Их форма четырехгранная, слегка конусообразная. Маргиланские мужские тюбетейки самые неглубокие. В Восточной части Ферганской долины их вышивают более глубокими, а самыми глубокими являются чустские тюбетейки.

Для вышивания тюбетеек использовался крученый местный шелк, окрашиваемый натуральными красителями. Для такой вышивки были характерны глубокие мягкие переливчатые тона. Черную краску изготовляли из кожуры граната на травильном растворе железа, чернильных орешков, фисташек или цветков мальвы. Красную краску получали из марены и щитовки-кошениля, желтую — из цветка испарак или из цветков растения тухмак, голубую и синюю — из индиго. Зеленый цвет — из соединения синего и желтого. Цвета всегда символичны, в них заложено восприятие окружающего мира. Так, зеленый цвет означал бессмертие, красный — мужество, белый — удачу, желтый считался застывшим солнечным светом, приносящим удачу. В колористическом решении вышивки тюбетейки участвует не только цвет ниток, которым она исполнена, но и цвет фона ткани.

Читайте так же:
Как отстирать белые джинсы от крови

Над узорами вышивки работали особенно одаренные художницы каламкаш или чизмакаш. Узоры наносились на подготовленную ткань обычно при помощи тонко отточенной камышинки калам. Если ткань была темной, узор наносился раствором желтой краски, слегка загущенной сахаром или патокой. Каждой мастерице была присуща своя собственная творческая манера. Опытные мастерицы вышивают без рисунка, воспроизводя узор непосредственно в процессе вышивания. Они не только могли повторить готовые мотивы, но зачастую неожиданно по-новому решали либо саму композицию узора, либо меняли его цветовую гамму, что придавало тюбетейке своеобразие и уникальность.

Узоры вышивок — разнообразные растительные, геометрические, зооморфные, эпиграфические. Композиции, создаваемые из растительных форм и мотивов, изображений цветов, трав, многообразны в своем движении, ритме, различны по величине и загруженности поля вышивки. Они выглядят фейерверком цвета, фантастической, волшебной выдумкой. Среди цветочных мотивов встречаются ирис, гвоздика, тюльпан, петушиный гребешок, цветок яблони, а среди плодов — изображение граната, вишни и черешни, миндаля и перца и др.

С 1980-х годов получило распространение геометризованное изображение растительных форм. Так, например, на смену цветка пришел треугольник, плавным линиям — острые и прямые углы. Предельно обобщенные они обладают собственной пластической самоценностью, а угадываемые прототипы реальных форм дают возможность разнообразных интерпретаций.

К области плодородия и жизни относится миндалевидный мотив — бодом и калампир (стручковый перец). В Узбекистане детей (в первую очередь новорожденных и младенцев), а также рожениц оберегают от злых сил амулетами, в которые помещают миндаль или стручковый перец.

Мужские тюбетейки Маргилана украшают вышивкой белого узора калампир на черном фоне. Узор калампир располагается по одному в каждом из четырех секторов донца тюбетейки. Лучшие из образцов отличает тончайшая отделка деталей, орнамент более ажурный, легкий, его окружают мелкие изящные подвесочки в виде кружочков, капелек, веточек, образующих в соединении с основным узором тонкое кружевное обрамление. Иногда вместо темного сатинового фона используется также зеленый, особенно темно-зеленый «носвой ранг».

Женские тюбетейки Маргилана отличаются особой яркостью и многоцветностыо. Они имеют четырехчастную композицию узора, который носит поэтическое название «чаманда гул» — цветы на лужайке. Повторяющийся узор размещается в каждом из четырех секторов донца, образованных путем перекрещивающихся в центре донца двух черных зубчатых полос, которые на разных тюбетейках могут иметь разную ширину. Ярко-розовые цветы располагаются на зеленых кустиках, фон зашивается белыми нитками, черный цвет используется как контур.

Иногда на ветках, как символ счастья, помещаются синие или зеленые птички. В Маргилане их называют «булбул нусха» и изображают в виде соловья. Фигурки птиц решаются ярко, декоративно, они органичны и едины по стилю с орнаментом. С изображением птиц связывается представление о счастье. Согласно древнетюркским верованиям, птица воплощает человеческую душу. Как символу души ей придают значение существа — посредника между реальным и потусторонним мирами.
источник

Какие головные уборы носят на Кавказе?

Головные уборы не только защищают от холода, ветра и сабли, но и имеют сакральное значение для народов, живущих в горных районах Кавказа. Рассказываем, какие шапки носят кавказские женщины и мужчины и какое это имеет значение.

Читайте так же:
Slim taper джинсы что это такое

Папаха

Хабиб Нурмагомедов.

Stephen McCarthy/Sportsfile/Getty Images

Один из самых знаменитых бойцов MMA современности, Хабиб Нурмагомедов, до завершения карьеры часто появлялся перед журналистами в огромной пушистой шапке-папахе, традиционном головном уборе многих народов Кавказа. Это самый распространенный головной убор и в Дагестане, и в Карачаево-Черкесии, и в Ингушетии, и с ним связано много традиций. Снять папаху с чужой головы считалось грубым оскорблением (если есть голова, на ней должна быть папаха, как здесь говорят), а вот бросить ее в окно девушке было сродни признанию в любви. У кавказцев было принято иметь несколько папах: на каждый день, на свадьбу и для траура. Шьется папаха из овечьей или козлиной шкуры, но самой дорогой считается шапка из каракуля. Папаха визуально увеличивает рост человека, и некоторые горцы и сегодня могут соревноваться высотой своих шапок.

Кубанка

Кубанский казачий кадетский корпус.

Кубанский казачий кадетский корпус.

Более компактная разновидность папахи, которую носят казаки. Казачья шапка должна защищать от удара холодного оружия (или хотя бы смягчать его). Перед боем некоторые солдаты вкладывали в шапки металлические пластины. А небольшие размеры позволяют шапке лучше держаться во время быстрой езды на лошади. Шьется такая шапка из каракуля, медведя или даже волка.

Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров.

Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров.

В Чечне и Ингушетии нередко можно увидеть мужчин в тюбетейках с кисточками, которые называются «пиэс». Иногда встречаются написания «пяс», «пес» или «фес» — от слова «феска». Этот головной убор надевают, чтобы совершить намаз (в исламе считается, что при молитве нужно обязательно покрывать голову), однако сегодня в нем ходят и вне времени молитв.

Осетинская шляпа

Житель села Эдис Джавского района.

Житель села Эдис Джавского района.

Осетины-земледельцы традиционно носят войлочные шляпы «нымат худ»: будничные коричневые или праздничные белые из козьей шерсти. Невысокая шляпа с широкими полями отлично защищала от жаркого солнца и горного ветра. Войлочные шляпы распространены и сегодня, причем не только как повседневная одежда, но и как сувениры из Кавказа.

Осетинская шляпка

Осетинский женский наряд.

Осетинский женский наряд.

У осетинок тоже есть своя шляпка, которую они и сегодня носят по праздникам. Она выглядит как высокая тюбетейка, обитая красным или белым бархатом и украшенная национальным орнаментом. Шляпка невесты называется «чындзы худ». Есть и другое название, «хаердгаехуыд», что значит «шапка, вышитая золотым шитьем». Поверх такой шляпки женщины еще надевают ажурный осетинский платок, сплетенный из тонкой шерсти.

Башлык

Башлык как деталь исторической военной формы.

Башлык как деталь исторической военной формы.

Один из древнейших головных уборов у многих горцев, а затем и казаков — это остроконечный войлочный капюшон-башлык с длинными концами, который можно обмотать вокруг шеи. Он защищал и от солнца, и от дождя, и от холода. С 19 века башлык был даже частью военной формы русской армии, впоследствие став популярным и у солдат Западной Европы. Башлыки сегодня есть в гардеробе многих современных кавказцев.

Курхарс

Древний женский головной убор - курхарс.

Древний женский головной убор — курхарс.

Евгений Шивцов (CC BY-SA 4.0)

Парадный костюм женщины горной Ингушетии включал необычную шапку-курхарс (или курхас) и представлял из себя что-то вроде колпака с закрученным «хохолком». Сегодня его можно увидеть в Ингушетии лишь во время праздничных мероприятий, когда надевают традиционные костюмы.

Ногайские женские шапки

Традиционный костюм ногайской женщины должны дополнять разные головные уборы. Так, незамужние девушки носили низкие шапки «ока борк» с металлическим (чаще серебряным) навершием-держателем для платка. Оно могло быть в форме ласточки или крыльев птицы.

Читайте так же:
Команды для python бомбер

Статус замужней женщины подчеркивала высокая шапка с несколькими полосами, количество которых указывало, сколько у нее братьев. Навершие в такой шапке может быть в форме шара.

А самые высокие шапки — у ногайских невест. Называются они «теке борк», «козлиная шапка», так как шьются из козлиной кожи и затем обтягиваются бархатом. Высота такой шапки может достигать 80 сантиметров, а вес — 5 кг! Невесты верили, что теке борк вдохновляет девушек на счастье в семейной жизни.

Андижанские тюбетейки. Традиции и особенности.

Андижанские тюбетейки. Традиции и особенности.

Тюбетейка, как обязательная часть узбекского костюма на протяжении уже многих веков хранит свою гипнотическую природу и потаенную силу традиций.
Вообще, тюбетейка (тюрк. «тюбе» — навершие) является национальным головным убором не только узбеков и других народов Средней Азии, без преувеличения можно сказать, что эта незамысловатая шапочка – неотъемлемый и разнообразный атрибут всего мусульманского Востока.

Конечно, мусульмане не всегда в качестве головного убора используют именно тюбетейку, но в некоторых случаях она просто необходима, например, на похоронах и поминках, молитве в мечети и отправления намаза дома, в дни священных праздников (Курбан-байрам и Ураза-хайит) и др.

В одном только Узбекистане существует великое множество тюбетеек различающихся по форме, цвету, предназначению и географии распространения. Все они подразделяются на несколько групп: Ташкентская, Ферганская, Бухарская, Самаркандская, КашкадарьинскоСурхандарьинская, ХорезмскоКаракалпакская, а также несколько типов: мужская и женская, тюбетейка для детей и младенцев, тюбетейка для стариков.

Одними из самых популярных, являются тюбетейки, произведенные в Андижане – «Чуст-дуппи», имеющие пышный верх и высокую посадку. Обычно «дуппи» носят пожилые мужчины, и по их необычной форме легко отличить приезжего андижанца даже в самой плотной толпе.

Ее классические черно-белый цвета, как день и ночь, как череда светлых и темных моментов нашего пути – абсолютная гармония жизни. Четыре угла тюбетейки направлены в четыре стороны света, а каждая из граней содержит необычный символ.

Кто-то говорит, что это — «бодом» (миндаль), кто-то утверждает, что видит стручек перца, а некоторые ученые и вовсе проводят параллели с эмбрионом во чреве матери. Но кто бы ни оказался прав, этот символ – мощнейший оберег от злых сил, с какой бы стороны они не угроржали.

Андижанские тюбетейки. Традиции и особенности.

Низ тюбетейки украшен вышитыми арочками, по четыре с каждой стороны. Каждый фрагмент орнамента имеет свой смысл, маленькая арочка – колыбель ребенка, а точки над ней занимающийся свет новой жизни, большая арка замыкающая рисунок – смертное ложе, озаренное последними лучами заходящего солнца, а элементы между ними – нелегкий жизненный путь.

Трактовка несколько мрачноватая, но узор в целом призван охранять семью, даровать многодетность и защитить от неурядиц и невзгод.
Традиционные орнаменты, давно трансформировались в современные и сегодня андижанские ремесленники, специализирующиеся на производстве «Чуст-дуппи» насчитывают более десятка вариаций самой популярной вышивки, которая в народе называется «гул» — цветок. Это и «пахтаабад» — хлопок, и «инжик» — капризный, и «сетара» — три струны, и «хилал» — полумесяц, и «товус» — павлин.

Говорят, что по рисунку на тюбетейке можно определить характер человека, его материальный достаток, степень религиозности, культуру, а в некоторых случаях даже профессию.

Читайте так же:
Виды капюшонов для толстовок

Женщины и девушки в Андижане тоже носят тюбетейки, которые вышиваются в стиле «ироки» (плотный крест или полукрест). В отличие от мужских они многоцветные, а верх их плавно округлен. Да и орнаменты женских тюбетеек намного разнообразнее и веселей.

Еще совсем недавно (в прошлом веке) были популярны женские дуппи, с помощью «ироки» вышитые пышными кустами на белом фоне, украшенные цветами и пестрыми птичками, приносящими женское счастье, здоровье и удачу.

Однако, бываю случаи, когда и мужчины примеряют цветные «ироки». Это тюбетейки для особых событий, таких как свадьба, когда надевают «куев дуппи» (тюбетейка жениха) или Навруз – Восточный новый год, для которого припасена «Навруз гули» ( цветок Навруза) и др.

Изготовление дуппи от закройки до прессовки проходит 16 этапов, почти все они выполняются женщинами и только на последних стадиях придания тюбетейке традиционной формы, подключаются мужчины, так как прессовка очень трудоемкий процесс.

Сегодня во многих андижанских семьях еще сохранились «бабушкины» тюбетейки, возраст которых насчитывает много десятков лет. Очень часто они становятся драгоценными экспонатами краеведческих музеев, ведь ни смотря на более чем солидный возраст, изделия местных мастериц очень долго не теряют яркости вышивок и загадочного свечения шелка и бархата.

Как тюбетейки ялуторовских бабушек стали общероссийским брендом

В старинном городе Ялуторовске, где сейчас живет 40 тысяч человек, когда-то был привал для торговцев Великого чайного пути. Возможно, с тех пор и пошла в этих местах любовь к кулинарии, а заодно и к рукоделию. И сейчас здесь много девочек, которые хотят научиться готовить по рецептам прабабушек или шить тюбетейки. А учат их этому ялуторовские бабушки из социального проекта «Эбием».

Чтобы им было зачем просыпаться

В 2016 году ялуторовские бабушки объединились с помощью психолога Альфии Кабировой, которую специально для этого пригласил имам ялуторовской мечети Раиль хазрат Махмутов.

Альфия Кабирова вспоминает, что тогда не знала, удастся ли проект реализовать. «Я года полтора отказывалась и не понимала, чем могу быть полезной, и не видела себя в этом. Однажды все-таки согласилась, приехала в Ялуторовск, встретилась с бабушками и с этих времен с ними не расставалась», — рассказывает учредитель проекта Альфия Кабирова.

«На встрече одна из бабушек сказала, что не знает, кому нужна, — муж умер, дети выросли и уехали, у внуков также своя жизнь. Слышать это было очень больно. И я поняла, что хочу сделать что-то, чтобы им было зачем просыпаться», — поделилась Кабирова.

Клуб был открыт при мечети. Встречи проводились раз в две недели, а кроме того, бабушки стали организовывать и свой досуг. Они ездили в соседние деревни, катались на мотоциклах, проводили мастер-классы и создали студию «Бабушки-внучки», чтобы обучать маленьких девочек традиционным ремеслам и кулинарии.

Галия Булатова, Равза Захарова, Гашия Василевская Максим Слуцкий/ТАСС

«Я вспомнила, как я училась этому у бабушки, и поняла, как это ценно. Это то, что может помочь бабушкам повысить ценность их собственной жизни», — рассказывает Альфия Кабирова.

Постепенно стали известными

«Ялуторовские бабушки стали брендом. Мы собираем старые джинсы и старые советские ткани из сундуков у населения и шьем из них тюбетейки. Узнав об этом ремесле, жители города постоянно несут нам ненужные джинсы», — рассказывает автор социального проекта Альфия Кабирова.

«К нам пришла Гашия апа и сказала: «А давайте я проведу мастер-класс, я умею шить тюбетейки». До этого за два месяца бабушка научилась шить традиционные тюбетейки по старинной технологии каляпуш — когда-то воины надевали их под шлем, чтобы они смягчали удар и впитывали пот. «Местные жители оценили труд, дедушки надевают тюбетейки под шапку и даже спят в них», — рассказывают бабушки наперебой.

Читайте так же:
Африканский тюрбан как его завязывать

Альфия Кабирова Максим Слуцкий/ТАСС

Но чтобы проект продолжал жить, нужно было сделать его хотя бы частично самоокупаемым. Так тюбетейки и стали основой его коммерческой, предпринимательской части.

«Выяснилось, что бабушки вяжут «в шкаф». Мы поняли, что можем помочь им монетизировать их творчество и дать возможность для самореализации, создали интернет-магазин и поставили туда же для ассортимента их вязаные коврики и носочки», — добавила Кабирова.

Тюбетейки рукодельницы шьют на совесть, чтобы их могли носить несколько поколений в семье. Бязь и хлопковый наполнитель для головных уборов закупают отечественные, тесьму, байку и бархат — в Южной Корее. В ход идут и старые джинсы. В результате в интернет-магазине «Эбием» появились лоскутные одеяла, национальные подушки, вязаные носочки, коврики и сумки из джинсовых лоскутов.

По рецептам прабабушек

Сейчас в проекте участвуют 30 пенсионерок из Ялуторовского района. Среди них 13 рукодельниц, остальные проводят кулинарные мастер-классы. Все они давно знакомы между собой и дружат десятилетиями. «Деревни-то — где-то 3 км, где-то 7 км, все между собой знакомы. И между собой они разговаривают — того-то дочь, не по фамилиям. Всю родню соберут!» — рассказывает участница проекта Гашия Василевская.

Заготовки для брелоков Максим Слуцкий/ТАСС

Она из тех рукодельниц, которые традиционным ремеслам научились еще в детстве, и сама Гашия апа — главный инициатор создания производства традиционных татарских тюбетеек с современным декором. «Мы в Казахстане жили, нам на лето давали задание — крестиком вышивать. Меня посадят — вышивай, а нужна мне была эта вышивка? Я все на улицу», — смеется Василевская.

В 16 лет девочка пошла работать на фабрику, шила спецодежду. Потом вышла замуж, родила детей, с работы пришлось уйти, но желание шить не отпускало. А с возрастом пришли и мысли сохранить преемственность поколений. Бабушки верят, что молодежь не забудет народные ремесла.

Начия Хамидулина Максим Слуцкий/ТАСС

«Хворост стряпаем и видим, что у девочек есть желание сделать очень вкусно и своими руками. У них есть стремление научиться. Научатся, а потом им эти навыки в жизни пригодятся, когда нужно будет — вспомнят все, чему мы их учили. Станут такими же мастерицами, как и мы», — отмечает Равза Захарова.

Знания по наследству

Все в один голос вспоминают, что и сами, когда были маленькими, учились всему от своих бабушек.

«Мы с братом пасли телят, пока мама ездила рыбу продавать в соседнюю деревню. А у меня бабушка дает мне ткань вышивать, нарисует мне там и говорит: идешь, телята будут ложиться — будешь вышивать. Пока я вышила, тряпка стала черная-черная. Когда я с мужем вернулась в деревню, бабушка мне вернула ее, красивую, выстиранную», — вспоминает Начия Хамидулина.

«Мы рассчитываем, что проект «Бабушки-внучки» позволит сохранить все это. Если кто-то и может передать, то только бабушки, а кто может принять — только внучки. Все, чему я научилась: потрошить кур, доить корову, катать тесто, лепить пирожки, — я научилась у бабушки. Это даже на уровне энергии больше, чем на рациональном уровне, бабушка для девочки — это очень мудрая женщина, открытая, это как открытый сундук с богатствами», — говорит Альфия Кабирова.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector