Uspoloassn.su

Модные новинки
46 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Чему учит повесть Абрамова «Пелагея»

Чему учит повесть Абрамова «Пелагея»?

Федор Абрамов в повести «Пелагея» показывает непростую судьбу обычной сельской женщины. Но только ли нелегкий путь Пелагеи Амосовой, работающей на пекарне, хочет показать писатель? Художественное произведение должно содержать некий урок. А чему же учит повесть «Пелагея»? Давайте будем разбираться.

Во-первых, произведение учит труду. Главная героиня сначала работает дояркой, потом трудится на пекарне. Свою работу женщина выполняет добросовестно, хотя она совсем не легка. Чтобы попасть на пекарню, Пелагее приходится каждый день проходить путь длиною в полторы версты. А потом женщина печет хлеб, не отходя от раскаленной печи. К концу рабочего дня кажется, что все ее тело дышит жаром. Но у женщины даже в мыслях не возникает схалтурить, облегчить работу. Ее хлеб – произведение искусства, верхние корочки, смазанные маслом и сахаром, сами просятся в рот. Рабочее место Пелагеи всегда чисто и аккуратно убрано. Остается только восхищаться Пелагеей.

Муж Пелагеи, Павел, тоже трудится, о том, что он хороший работник, всю жизнь положивший на благо колхоза и не получавший хорошего заработка за свои старания, мы узнаем только в конце повести. Сейчас же мы видим Павла больным и слабым, даже можно сказать жалким. И Пелагея его во всем попрекает. Но ведь в своей болезни он точно не виноват. Свою ошибку женщина понимает только тогда, когда Павел умирает. Пелагея осознает, что хорошо прожила жизнь с мужем. Наверное, стоило его ценить при жизни, потому что теперь уже он никогда не узнает о ее чувствах, ничего уже не сказать, не исправить. Этой ситуацией Абрамов пытается показать, что человека нужно ценить при жизни. Писатель учит быть благодарными за то, что имеем. Мы же, как в доброй пословице, что имеем, не храним…

И, наверное, самое главное, чему учит повесть «Пелагея» — отношению к родителям. На примере Альки показано то, как нельзя делать. Родители все делали для единственной дочери. Она ни в чем не нуждалась. Что же давала Алька взамен? По сути ничего. Пелагея постоянно переживает за дочь. Учится Алька плохо, в каждом классе сидит по два года. Девушке больше по душе гулянья с кавалерами. Такое развязное поведение не доводит до добра. Забеременев от молодого офицера по имени Владислав, Алька сбегает от родителей в город. Отец не выдерживает таких новостей и умирает. Девушка даже не приезжает его хоронить. Оправдания ей нет. Мы ждем, что она приедет навестить мать. Но и этого не происходит. Пелагея живет в одиночестве, болеет, порою целыми днями не встает с постели. Женщина теряет смысл жизни. Ей не для кого жить. И даже родная дочь не может поддержать мать, лишь изредка присылает ей скупые письма.

Такое отношение к родителям просто возмутительно. В чем провинилась Пелагея перед Алькой? Лишь в том, что любила, заботилась, переживала. Автор довершает образ нерадивой дочери, показывая, что и на похороны матери она также не приезжает. Да, девушка появляется в деревне позже и даже устраивает поминки, вот только кому они теперь нужны?

Читайте так же:
Какая иголка для шитья джинсы

Повесть «Пелагея» многогранна, в ней можно найти много нравоучительных моментов.

Отзыв о рассказе Абрамова «Из рассказов Олены Даниловны»

Отзыв о рассказе Абрамова «Из рассказов Олены Даниловны»Главная героиня рассказа Федора Абрамова «Из рассказов Олены Даниловны» — пожилая жещина Олена Даниловна. Летом она вместе с внуком Вовкой живет на даче, которая расположена возле самого леса. Эта дача отличается от прочих тем, что на ее территории живет множество разных птиц и животных.

Вовка говорит гостям, что его бабушка — колдунья, но Олена Даниловна с ним не соглашается и поясняет, что приманивает птиц угощениями: по всему участку расставлены черепки и плошки с зернами и водой. В юности Олена Даниловна жила в монастыре и там она подружилась с птицами. Свою любовь к пернатым женщина сохранила на всю жизнь.

До того, как попасть в монастырь, Олена Даниловна успела поработать нянькой. Нянчиться с чужими детьми она начала с шести лет. Поначалу присматривала за детьми в своей деревне, а в семилетнем возрасте ее отвезли в дальнюю деревню, где она нянчила девочку грудного возраста и мальчика четырех лет.

Довелось ей поработать и в семье попа. Жена попа была больна, и девочке приходилось выполнять всю домашнюю работу. Вот только коров она не могла подоить, потому что подойник был для нее тяжелым. Тогда она уговорила самого попа заняться дойкой, пообещав того научить этому нехитрому делу. Но когда поп подошел к коровам, те его испугались. Девочка придумала выход из положения, она посоветовала попу надевать на голову женский платок. Этот совет помог, коровы перестали бояться попа.

Живя на даче, Олена Даниловна помогала не только птицам, но и животным. На ее участке обитала лягушка, черепаха, еж, бурундук и кот по кличке Василий Иванович. Кот был очень умным, он ходил вместе с хозяйкой за грибами, помогая той отыскивать белые грибы.

А однажды Василий Иванович взял на себя роль няньки. На ели, что росла рядом с дачей, поселились две белки. У них вскоре появилось потомство. Но случилась беда – мать-бельчиха погибла, а отец бельчат бросил. И пришлось Олене Даниловне с внуком заботиться о маленьких бельчатах.

За ними нужен был постоянный присмотр, чтобы доверчивые малыши не стали добычей местных собак и кошек. Днем за бельчатами присматривали бабушка с внуком, а по ночам их сторожил кот Василий Иванович. Он сидел возле ели и бдительно следил, чтобы бельчата не спускались на землю. История с бельчатами закончилась печально. Они доверчиво относились к людям и однажды стали добычей местного пьяницы, который поймал их и продал на мех.

Кот Василий Иванович подружился с соседским песиком Амиком. Вдвоем они додумались до того, что стали пробираться на соседский участок и лакомиться клубникой. Причем клубнику они ели по очереди: сначала Василий Иванович ел ягоды, а песик сидел на дорожке и смотрел в сторону хозяйского дома. Потом роль сторожа выполнял кот, а песик отправлялся к клубничным грядкам.

Читайте так же:
Чем отличается худи от толстовки оверсайз

Когда Олена Даниловна выследила двух воришек, она строго отчитала кота. Тот после этого внушения хозяйки с Амиком дружить перестал. Василий Иванович был очень гордым, и ему не понравилось, что хозяйка отругала его при песике. Поэтому он больше не выходил к калитке, когда Амик прибегал к нему в гости. Когда Василий Иванович умер от старости, Олена Даниловна похоронила его под елью, на которой когда-то жили бельчата.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Абрамова «Из рассказов Олены Даниловны» заключается в том, что помощь диким животным и птицам не всегда играет им на пользу. Животные и птицы, регулярно получающие поддержку от людей, быстро к ним привыкают и фактически становятся ручным. Это делает их беззащитными от недобрых людей. Олена Даниловна и ее внук помогали бельчатам, оставшимся без родителей. Бельчата успешно выросли, но они не боялись людей и пали жертвой злоумышленника.

Рассказ Абрамова «Из рассказов Олены Даниловны» учит быть добрым, помогать другим, но при этом следить, чтобы те, кому оказывается помощь, стремились быть самостоятельными. Олена Даниловна, помня историю с бельчатами, старалась воспитывать в своем внуке Вовке самостоятельность. Она часто давала ему задания, которые Вовка должен был делать сам. Олена Даниловна просила других взрослых не помогать в таких делах Вовке, чтобы он вырабатывал в себе навыки самостоятельности.

В рассказе мне понравилась главная героиня, Олена Даниловна, которая с малых лет была привычна к труду, помогала людям и поддерживала птиц и животных.

Какие пословицы подходят к рассказу Абрамова «Из рассказов Олены Даниловны»?

Без дела жить — только небо коптить.
Только тот свободен, кто самостоятельно мыслит.
Мы в ответе за тех, кого приручили.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Отзыв о рассказе Пришвина «Дедушкин валенок»

Отзыв о рассказе Пришвина «Дедушкин валенок»Главный герой рассказа Михаила Пришвина «Дедушкин валенок» — деревенский житель дед Михей. Человек, от лица которого ведется рассказ, как-то раз обратил внимание, что дед Михей много лет подряд ходит в одних и тех же валенках. Когда валенки снашивались, дел Михей пришивал к ним новые подошвы и валенки становились, как новые. Глядя на эти валенки, рассказчик даже стал думать, что они вечные.

С возрастом дед Михей стал жаловаться на ломоту в ногах. Фельдшер сказал ему, что это от холодной воды, в которой дед Михей часто ловил рыбу. Чтобы ноги в воде не мерзли, фельдшер посоветовал деду Михею ходить по воде в валенках.

Так дед Михей и поступил. Но от пребывания в воде валенки стали портиться, на их поверхности появились трещинки. Люди посоветовали старику отдать валенки воронам на гнезда, но он не сдавался. Дед Михей выставил мокрые валенки на мороз, а когда они замерзли, еще раз облил водой и снова проморозил валенки. Ледяной панцирь не пропускал воду в валенки, и они стали теплыми и прочными.

Читайте так же:
Венец героя л2 эссенс статы

Но с приходом весны валенки растаяли и расползлись. Отремонтировать их было уже невозможно. Дед Михей рассердился и один валенок выбросил под обрыв, в репейник. Он уже хотел было выбросить туда и второй валенок, но вспомнил, что знакомый охотник просил у него войлок на пыжи и не стал его выбрасывать.

Когда прилетели из теплых краев птицы, они растащили войлок из выброшенного валенка по своим гнездам и вывели в теплых гнездах птенцов. По осени птицы улетели в теплые края, и когда рассказчик находил в лесу гнездо, утепленное войлоком, он думал о том, что все на свете когда-то кончается и только дедушкины валенки остаются вечными.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Пришвина «Дедушкин валенок» заключается в том, что вещи могут служить человеку долго, если относиться к ним бережно и заботиться о них. Дед Михей любил свои валенки и заботился об их состоянии, вовремя менял им подошвы. В результате валенки прослужили старику многие годы, а после того, как они пришли в негодность, стали служить лесным птицам, как утеплитель для их гнезд.

Рассказ Пришвина «Дедушкин валенок» учит бережно относиться к вещам и содержать их в рабочем состоянии. Дед Михей вовремя подшивал свои валенки, а когда те стали портиться, облил их водой и заморозил, продлив тем самым срок службы валенок в зимнее время.

В рассказе мне понравился дед Михей, который придумал оригинальный способ продлить жизнь своим валенкам.

Какие пословицы подходят к рассказу Пришвина «Дедушкин валенок»?

Держи голову в холоде, а ноги в тепле.
Валенкам сносу нет.
Гнездо – не сито, на совесть свито.
Голь на выдумки хитра.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Конспект урока по Литературе «Рассказ Ф.Абрамова « Валенки». Драматизм человеческой судьбы» 5 класс

Тема: Рассказ Ф.Абрамова « Валенки». Драматизм человеческой судьбы.

Цель урока:

На примере рассказа Федора Александровича Абрамова показать драматизм человеческой судьбы в военное и послевоенное время

Задачи:

Познакомить учащихся с Ф.А.Абрамовым – известным советским писателем.

развивать творческие способности

обогатить словарный запас учащихся

Заинтересовать уч-ся произведениями Ф.А.Абрамова

Оборудование мероприятия:

выставка книг Ф.А.Абрамова

Деревенская одежда для выступления уч-ся в 1 части

Валенки, цветные платки, шали

Ход урока:

1 слайд: Ф. Абрамов «Валенки». Драматизм человеческой судьбы

Учитель: Добрый день! Сегодня мы познакомимся с удивительным писателем Ф.А.Абрамовым и его рассказом « Валенки». В подготовке сегодняшнего урока принимало участие 5 групп: исследователи — биографы, теоретики, артисты, историки, книголюбы..В тетрадях записываем число и тему урока. Обратите внимание на тему. Есть 2 слова, значение которых я бы хотела услышать от вас. Что такое — судьба? Драматизм? ( ответы учащихся) Молодцы! Не забываем, у нас есть группа — теоретиков, которые дадут более точное определение.

Читайте так же:
Воротник для куртки косухи

2 слайд: Судьба – Участь, доля, жизненный путь.

Драматизм – Крайняя напряжённость, тяжесть положения, обстоятельств.

Учитель: Ребята, запишите в тетради эти определения.

Сейчас я хочу предоставить слово исследователям-биографам. Они познакомят нас с биографией Ф. Абрамова. Вы увидите, что жизненный путь у писателя был непростым.

3 слайд: В Архангельской области на Пинежье, что в полтора раза больше Бельгии, раскинулось старинное село Веркола

4 слайд: Високосный 1920 год. 29 февраля в деревне Веркола в семье веркольского крестьянина родился сын Федор, Федор Абрамов

5 слайд: Семья была большая и бедная: отец Александр Степанович, мать Степанида Павловна, пятеро детей. Федя — младший. Отец — Александр Степанович — скончался очень рано, оставив семью без средств к существованию. Маленькому Феде не было тогда и 2-х лет.

6 слайд: Во главе семьи встала мать писателя Степанида Павловна. После смерти мужа с пятью детьми подняла хозяйство, и к тому времени, когда Федору исполнилось 10 лет, семья из бедняков выбралась в середняки: 2 лошади, 2 коровы, бык и полтора десятка овец.

7 слайд: Федя начал учиться в 7 лет. В 3 классе ему дали премию за хорошую учебу: материи на брюки и ситцу на рубашку. По тем временам это была неплохая помощь семье. Федор окончил начальную школу первым (лучшим) учеником. Но дальше его ждало горькое разочарование.

( входит мальчик в деревенской одежде и начинает рассказ)

— В тридцать втором году я окончил начальную школу первым учеником, и, казалось бы, кто, как не я, должен первым войти в двери только что открывшейся в соседней деревне пятилетки? А меня не приняли. Не приняли, потому что я был сын середнячки, а в то время в первую очередь из-за нехватки мест принимали детей бедняков и красных партизан.

О, сколько слез, сколько отчаяния было тогда у меня, двенадцатилетнего ребенка! О, как я обижался на свою мать! Ведь это из-за нее, из-за ее жадности к работе у нас стало середняцкое хозяйство, а при жизни отца кто мы были? Голь перекатная, самая захудалая семья в деревне.

Учитель: Ребята, в рассказе маленького Феди Абрамова мы услышали слова « середняк», «середняцкое хозяйство». Пришло время послушать историков – учащихся 9 класса. Они дадут нам историческую справку:

— СЕРЕДНЯКИ (среднее крестьянство) — в России крестьяне, занимавшие среднее экономическое положение между бедняками и состоятельным крестьянством. Обрабатывали землю сами и с помощью членов семьи….

Ученик-мальчик (продолжает). К счастью, зимой, разобравшись, что середняцкое хозяйство было построено руками вдовы и малолетних детей, меня приняли в школу.

8 слайд: В 1938 году Федор Абрамов окончил с отличием школу и осенью того же года был зачислен без экзаменов на филологический факультет ленинградского университета.

Читайте так же:
Как сделать чтобы кот не вылизывал рану без воротника

9 слайд : В 1941 году студент-третьекурсник Федор Абрамов, как и многие другие студенты, вступает в ряды народного ополчения: уходит на фронт, досрочно сдав экзамены.

10 слайд: после окончания войны Абрамов продолжил свое образование

11 слайд: На всю жизнь сохранил Ф. Абрамов любовь к северу, к его просторам, раздолью, воле и красоте, любовь к его неутомимым труженикам, возделывавшим и украшавшим родную землю.

12 слайд: Об этом рассказывают все его произведения. Им, простым крестьянам и крестьянкам, посвящал свои повести и романы писатель. О них болел душой и мечтал о лучшей доле для них же

13 слайд: Родина по достоинству оценила труд Ф. Абрамова. В 1975 году за трилогию « Пряслины» писатель получил Государственную премию СССР.

Федора Абрамова нет с нами, но его книги, а также люди, близкие ему по духу, продолжают то, что он делал — увеличивать добро на земле.

Учитель: Давайте познакомимся с произведением, которое и послужило причиной нашей темы урока.

Слайд 14: ученик выразительно читает начало рассказа до слов «Мне четырнадцать годков было…»

Беседа по содержанию произведения:

– Что заинтересовало рассказчика среди всего этого нехитрого крестьянского достатка? (валенки)

— удивило ли вас, что девочке 14 лет, а она уже работала на лесозаготовке?

Показ слайдов: 15 и 16

Продолжаем читать рассказ до конца.

– Как вы объясните, что начальник угрожает девочке судом? Ведь нам ясно, что её вины тут нет. Может, это вымысел Фёдора Абрамова, чтоб заинтересовать читателей, и автор сгущает краски? Давайте спросим об этом наших историков………………………..

— Кто помог Дарке, спас её от беды? (ответы)

– Как вы думаете, почему Дарья Леонтьевна до сих пор хранит эти валенки?

Вывод: в трудные военные годы люди помогали друг другу, чем могли. Учитель: Ребята, кто отметил особенность в композиции рассказа? В тетради делаем запись: композиция: В рассказе два рассказчика – это

«рассказ в рассказе».

Учитель: – В произведении есть слова, значение которых в наше время не всем ясно.

Группа — теоретиков получила предварительное задание: дать толкование следующих слов:

Словарь малознакомых слов

по рассказу Фёдора Абрамова «Валенки» :

Барак – временное деревянное жильё

Бурки – сапоги из войлока

Лесозаготовки – лесные деляны, где заготавливали древесину

Нары – дощатый настил для сна

Полушалок – небольшая шаль или большой платок

Робить – работать (диалектное)

Скорестить – сшить, смастерить (тоже диалектное слово)

Ударник – передовой работник, перевыполняющий положенную норму

Шони – самодельная обувь (диалектное слово)

Учитель: Ребята, появилось ли у вас желание прочитать еще какие-нибудь произведения Федора Абрамова? Сейчас группа книголюбов расскажут о произведениях Абрамова

Список произведений Фёдора Абрамова, которые мы рекомендуем почитать ученикам

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector